Дошкольникам об экономике

Пословицы и поговорки, экономические загадки

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Пословицы и поговорки, выражающие коллективный ум, опыт, народную мудрость:

          «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

          «Без ума торговать – только деньги терять»,

          «Без расчета жить – себя погубить»,

          «Чтобы хорошо торговать – надо уметь рассуждать»,

          «Всякое суждение любит рассуждение» - расчетливость;

          «Денежка рубль бережет»,

          «Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил» – экономность; 

          «Не деньги богатство – а бережливость и разум»–  бережливость;           «Неправедно нажитое боком выйдет» –  честность;

          «Под лежачий камень вода не течет» – трудолюбие и др.

 

Пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей:

 

          Долг платежом красен,           Хороший товар сам себя хвалит.           Не солгать, так и не продать.           Товар места не пролежит.           Ты с запросом, а я с подачей.           С прибытку голова не болит.           Товар лицом продают.           Без счёту и денег нету.           Цена хороша, а не будет барыша.           Не бойся убытка, так придут барыши.           В торгу друг, кто деньги платит.

 

Экономические загадки:

          На товаре быть должна обязательна …(цена)

          Коль трудиться круглый год, будет кругленьким…(доход)

          Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …(налоги)

          Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без …(рекламы)

          Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…(весы)

          Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в …(банке)

          Дела у нас  пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… (вклад)

          И врачу, и акробату выдают за труд …(зарплату)

          На рубль – копейки, на доллары – центы,

          Бегут-набегают в банке … (проценты)

          Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы…(ссуду)

свернуть

Грошык і таямнічы кошык

Выдадзеная дзіцячая беларускамоўная кніга “Грошык і таямнічы кошык. Азбука фінансавай граматнасці". Яе аўтар — пісьменнік Уладзімір Ліпскі. Гэта сумесны праект Беларусбанка і дзіцячага часопіса "Вясёлка". Аповесць-казка Ліпскага на працягу двух гадоў друкавалася ў часопісе "Вясёлка". Яе герой — Грошык, ён знаёміць дзяцей са сваімі прыгодамі ў Краіне грошай. Там праводзяцца займальныя фінансавыя ўрокі, складаецца грашовая энцыклапедыя. Грошык дапамагае маленькім чытачам разабрацца ў складаных фінансавых пытаннях (напрыклад, што такое сямейны бюджэт, бізнес, банкаўская картка).
развернуть

Консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания»:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если
оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку — нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 — что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично
берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи). Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась — или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2.Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку», — которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь — не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3.Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее — возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4.Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае — не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей — это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально — с З-х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении! На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка. Вот ее суть. Система финансирования, (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги — это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент — такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь? — периодичность выдаваемых средств — размер (сумма) — что входит в перечень затрат — штрафные санкции. Периодичность выдаваемых средств: оптимально — еженедельно. Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить, только, определенные средства. Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги — это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах — надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: « Ну. что ж…» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял — никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов — это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг — обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм). Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В.

1.Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)

2.3нание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты)

5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости — это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок — последствия — осознание — понимание — развитие — психологическая зрелость — новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других — тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей — кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь — база для становления субъектности ребенка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями — «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Результатом осмысления зарубежного опыта, традиций народной педагогики, трудов отечественных педагогов, являются еще несколько практических советов родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

воспитать социально адаптирован­ных в современных экономических условиях детей. Эти советы — резуль­тат осмысления зарубежного опыта, традиций народной педагогики, тру­дов отечественных педагогов и мно­голетней работы с дошкольниками.

1.Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существова­нию. Вы довольны своей работой зарплатой? Поделитесь этой радос­тью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малы­шу. Он с детства должен знать, что та­кое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут ва­шим детям стать самостоятельными.

2.Нескрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходи­мости вникать во все нюансы семей­ного бюджета, но ондолжен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверен­ную ему информацию. Так вы нена­вязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять жела­ния с возможностями, мириться с не­которыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позво­лить?», «не очень ли это дорого?».

3.Не приучайте детей к изли­шествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас по­дарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем.Научите малыша ограничивать себя.

4.Формируйте у детей разум­ные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая ана­лизировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Де­ти должны стремиться делать покуп­ки, вместе с тем им даже полезно рас­страиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они пе­реходят грань разумного.

5.Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания ис­порченные предметы, сломанные иг­рушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу продлении срока службы окружаю­щих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие ве­щи. Ваше равнодушие приведет к об­ратному результату.

6.Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автомати­чески заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть цен­ность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на зарабо­танные деньги.

7.Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольстви­ем помогают по дому. Самое глав­ное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа да­лека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься до­машней работой непродолжитель­ное время, поэтому, давая поруче­ние, рассчитывайте его силы. Посте­пенно у малыша разовьется само­дисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лен­тяя, не способного даже к самооб­служиванию.

8.Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели ра­зумно распоряжаться деньгами и по­нимали, чего стоит их заработать, не­обходимо дать им возможность при­обрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружа­ющих их вещей. Для этого чаще посы­лайте ребенка в магазин за покупка­ми. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необ­ходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен по­лучать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, плани­ровать крупные покупки. Решить эту

задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контроли­ровать, развивая способность разум­но распоряжаться личными сбереже­ниями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило — нет де­нег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа дет­ских поделок, вернисаж, спектакль, да мало ли еще что можно приду­мать, чтобы подарить малышам ра­дость прикосновения к самостоя­тельно заработанным деньгам. Об­судите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловуш­ку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к эко­номике, вы поможете ему стать са­мостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истин­ные ценности от мнимых. Дети вы­растут социально адаптированны­ми, успешными людьми, будут лег­че преодолевать жизненные невзго­ды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной траге­дией.

 

Подготовила: заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С.

Источник:Дошкольникам об экономике, Табих Е.Н., Издательство: Вышэйшая школа, 2007

свернуть

Экономический словарик для детей

Краткий словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста

АВАНС — деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до окончания всей работы.

БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.

БАНКИР — управляющий или владелец банка.

БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

ВАЛЮТА — деньги других стран.

ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.

ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.

ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.

ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.

ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.

ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.

МОНЕТА — металлический денежный знак.

НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.

ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.

СПОНСОР — человек (или предприятие), который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.

СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.

СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.

ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.

УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.

 

Источник: https://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/ekonomicheskij-slovarik-dlya-detej.html 

свернуть

Педагогам об экономическом воспитании дошкольников

Экономическое воспитание –  целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного  на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Основные задачи:

обогащать ребенка представлениями об элементарных экономических явлениях и понятиях;

способствовать формированию у детей 3 – 7 лет экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность и пр.);

вызывать интерес к результату своего труда, формировать представления о его значимости;

способствовать освоению норм и правил экономически грамотного поведения.

 

 

свернуть