Комплекс подготовительных мероприятий по обеспечению физиологической, психологической и познавательной готовности детей к школе должен включать в себя специально организованные занятия, игры, труд, общение со сверстниками и взрослыми. Как показывает практика работы, реализация воспитателями учебной программы дошкольного образования позволяет решить основные задачи подготовки детей к школе. Однако лето вносит свои коррективы.
Взрослые, концентрируя свое внимание на организации отдыха и укрепления здоровья детей, зачастую забывают о том, что память дошкольника неустойчива, и если не «подпитывать» полученные знания, то он к концу летнего периода может «растерять» многое из того, что приобрел в дошкольном учреждении. Если не мотивировать ребенка к поступлению в школу, то резкая смена обстановки отдыха на учебную деятельность может вызвать у него негативную реакцию и отрицательные эмоции. Чтобы этого не произошло, при организации летнего отдыха детей взрослые должны учитывать данные обстоятельства.
Развитие общей моторики ребенка посредством организации утренней гимнастики, подвижных и спортивных игр на свежем воздухе — одна из важнейших задач летнего периода. Игры с песком и мелкими камешками, изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, вырезание геометрических фигур ножницами, нанизывание
бусинок, завязывание шнурков и другие занятия помогут укрепить пальцы рук ребенка и позволят предотвратить возникновение ряда проблем, связанных с овладением навыками письма.
Организация режима дня имеет особое значение для сохранения физического и психологического здоровья дошкольника. Нарушение установленного режима в летний оздоровительный период может негативно сказаться на его адаптации к школьным реалиям. Проблемы с утренним пробуждением, повышенная утомляемость, неумение распределять время между учебой и отдыхом могут также стать причиной неприятия ребенком школы. Перед поступлением в школу допускается незначительное увеличение продолжительности утреннего сна и увеличения времени бодрствования вечером. Дневной сон с 13.00 до 15.00. остается обязательным элементом режима дня будущего школьника.
С помощью игр на развитие памяти, внимания, воображения рекомендуется летом продолжать закрепление представлений, полученных в дошкольном учреждении. В процессе дидактической игры можно не только создать условия для закрепления у ребенка знаний в определенной образовательной области, но и сформировать у него навыки самоконтроля. Участие в игре требует усидчивости, способности в течение длительного времени выполнять задание, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. Наличие у детей этих качеств является важнейшим условием их успешности в предстоящей учебной деятельности.
Расширению представлений дошкольника об окружающей действительности могут способствовать экскурсии и целевые прогулки в пределах населенного пункта, в котором он проживает. В ходе передвижения ребенок будет непроизвольно осваивать навыки ориентирования в пространстве, усвоит, как пройти до какого-то объекта, как вернуться домой.
Умения общаться и взаимодействовать, искать выход из конфликтной ситуации, адекватно реагировать на конструктивные замечания учителя и одноклассников очень важны для школьника. Закрепление этих умений у ребят можно осуществлять в процессе игр на развитие коммуникативных навыков.
Беседы о специфике учебной деятельности, правилах поведения в школе, рассматривание фотографий, рассказы родителей об их школьных годах (позитивные и дающие пример положительного поведения) помогут подготовить ребенка к новому периоду жизни. Совместный просмотр мультфильмов, чтение и обсуждение художественных произведений расширят его представления о школьной жизни, помогут ему усвоить принципы социально-нравственного поведения ученика.
Положительное влияние на психологическую готовность ребенка к обучению в школе может оказать его участие в покупке школьной формы, портфеля, канцелярских товаров. Его мнение обязательно должно учитываться при составлении перечня покупок, определении дня их приобретения. Такой подход, несомненно, будет способствовать формированию у малыша самостоятельности, ответственности, осознанию
позиции «Я — уже взрослый! Я — школьник!» и в значительной мере предопределит успешность его адаптации к школе. Привлечение будущего первоклассника к оборудованию учебного места в его комнате, выбору письменного стола, полочки для книг окажут на него позитивное воспитательное воздействие, вызовут положительные эмоции и надолго сохраняться в памяти.
Важно даже маленьких детей учить доводить начатое дело до конца, а будущих школьников тем более, и лето очень удобное для этого время. При организации самостоятельной деятельности необходимо приучать ребят к подготовке своих рабочих мест. Например, если ребенок хочет рисовать, то пусть приготовит все заранее: заточит карандаши, достанет альбом и т. д. Тогда в ходе занятия он не будет отвлекаться, его интерес к начатому делу станет устойчивым.
Обязательно проконтролируйте ребенка, как он навел порядок на своем рабочем месте. Главное — не «давите» на него, если он отказывается это делать, или его что-то отвлекло, например, в гости пришла бабушка. В таких случаях на первых порах можно «превратить» уборку в общую игру, объяснить, как это важно не только для него самого, но и для остальных членов семьи. После завершения уборки надо похвалить ребенка, выразить чувство гордости за его поведение, трудолюбие и аккуратность.
Лето — удобная пора для привлечения будущего школьника к выполнению трудовых поручений, которые в дальнейшем должны стать частью его обязанностей. Он должен привыкнуть выносить мусор, «заглядывать» в почтовый ящик, совершать покупки в магазине и т. д.
Находясь в летний период рядом с ребенком, родители имеют возможность наблюдать за тем, как он выполняет данное ему поручение. Позже это позволит постепенно снизить степень контроля за его действиями. Приобретение новых обязанностей, выполнение обязательств, значимых для всех членов семьи, будут способствовать развитию самостоятельности малыша, поднятию уровня его самооценки.
Последнее лето перед школой — период «вхождения» ребенка в школьную жизнь, и взрослые должны быть особенно внимательны к нему. Необходимо выработать понятные для будущего школьника требования к наведению порядка в комнате и на рабочем столе, соблюдению режима дня, выполнению поручений и т. д. Эти требования должны одинаково трактоваться и соблюдаться всеми членами семьи. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам своей деятельности, то и он будет стараться ответственно относиться к ней.
С того момента, когда дошкольник переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Очень важно, чтобы это начало стало для него радостным и чтобы эту радость ребенок сохранил на весь период обучения в школе.
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич
Источник:
Болбат, Н.Г. Одно лето до школы / Н.Г.Болбат // Образование Минщины. – 2014 - № 3. – С.50.