Школьное питание

Телефон горячей линии по вопросам питания 9-34-73 директор Рабиновская Валентина Ивановна

Перспективное меню

Предоставление бесплатного питания

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ

в 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (далее – постановление № 177) учащиеся из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, обеспечиваются двух- или трехразовым бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Согласно статье 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей, называется многодетной. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Семья самостоятельно несет издержки по воспитанию и содержанию детей (родных и усыновленных).

Льготы, установленные законодательством для многодетных семей, не распространяются на опекунские, приемные семьи и детские дома семейного типа, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а регулируются отдельными нормами законодательства, поскольку расходы на содержание детей − воспитанников опекунских, приемных семей и детских домов семейного типа финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в порядке, установленном законодательством.

Справочно: так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2006 № 840 опекуны (попечители), приемные родители и родители-воспитатели ежемесячно получают денежные выплаты на питание воспитанников приемной семьи, обеспечение их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебными принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, в том числе на личные расходы по достижении ими возраста 7 лет.

Таким образом, если в семье воспитывается трое детей, среди которых есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то им не может быть предоставлено питание за счет средств бюджета в соответствии с пунктом 1-1 постановления № 177.

 

 

БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ

 ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ 3 И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ ДО 18 ЛЕТ

1) Заявление на имя директора (указать, будет ли посещать ГПД для учащихся 1-2 классов)

2) Копия удостоверения многодетной семьи

 ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

1) Заявление на имя директора (указать, будет ли посещать ГПД для учащихся 1-2 классов)

2) Копия удостоверения ребёнка-инвалида

 МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ. 

1) Заявление на имя директора (указать, будет ли посещать ГПД для учащихся 1-2 классов)

2) Справка о составе семьи

3) Справка о доходах всех членов семьи за последние 12 месяцев

4) Алименты за последние 12 месяцев (если в разводе) либо справка судоисполнителя об алиментах

 ДЕТИ, РОДИТЕЛИ КОТОРЫХ ИНВАЛИДЫ 1,2 ГРУППЫ

1) Заявление на имя директора

2) Копия удостоверения об инвалидности родителя

ПО ВОЗНИКАЮЩИМ ВОПРОСАМ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ:

8 01716 9 34 73 - директор учреждения Рабиновская Валентина Ивановна

 

свернуть

Нормативно-правовые документы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»
Инструкция Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.10.2006 № 132
Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 217-3 «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»
Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами»
Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией»
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 октября 2019 г. N 694 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 апреля 2013 г. N 317 О НОРМАХ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫХ НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, А ТАКЖЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
свернуть

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Об итогах проведении пилотного проекта по апробации новых технологий и принципов организации школьного питания

27.07.2023

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 870 завершился пилотный проекта по организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования. Минскую область в проекте представляли: ГУО «Средняя школа № 1 г. Фаниполя» Дзержинского района, ГУО «Несвижская гимназия», ГУО «Дещенская средняя школа Узденского района».

По результатам проведения пилотного проекта главное управление по образованию Минского облисполкома совместно с областным и районными центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций оценивает проведение пилотного проекта с положительной стороны и считает целесообразным для дальнейшего внедрения в учреждения образования.

С 1 сентября 2023 года 411 (82,5%) школ перейдут на новые принципы организации питания обучающихся. Далее планируется поэтапный переход оставшихся школ в два этапа с 01.01.2024 и с 01.04.2024.

Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

Расширен ассортиментный перечень продукции, реализуемой в буфетах школ, за счет включения в него новых видов продуктов, предназначенных для питания детей школьного возраста, разработанных РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию».

С 1 сентября 2023 устанавливается фиксированная ежемесячная плата родителей за питание в школах.  Плата законных представителей за питание обучающихся, получающих общее среднее образование, в день взимается в зависимости от возраста, количества приемов пищи в учреждениях образования, в процентах от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

 

Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин.

Питание обучающимся в учреждениях общего среднего образования в первую смену предоставляется не ранее, чем через 2-2,5 часа от начала работы учреждения образования, во вторую смену – не ранее чем через 45 минут от начала занятий второй смены.

 В каждом учреждении образования на постоянной основе проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью изучения мнений по введению новых принципов организации питания и совершенствования его структуры в лучшую сторону.

 

свернуть

Совет по питанию

 

 

Приложение 2

к приказу от 30.08.2023 № 179 “Об организации питания в 2023/2024 учебном году”

 

 

План

работы совета по питанию государственного учреждения образования

«Петковичская средняя  школа” на 2023/2024 учебный год

 

Наименование мероприятий

Дата

Ответственные

1.

Утверждение состава совета, плана работы.

август

Директор

2.

Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спро­са на горячее питание, рассмотрение и принятие  их предложений по улучшению качества питания.

сентябрь-октябрь

Директор

3.

Изучение и рассмотрение на заседании совета  по питанию вопросов:

в течение года

Совет по питанию

3.1.

О заготовке овощей под полную потребность

 

октябрь

Директор, заместитель директора по хозяйственной работе

3.2.

Санитарное состояние пищеблока и подсобных помещений.

октябрь

Заместитель директора по хозяйственной работе

3.3.

Результаты  мониторинга качества питания

октябрь

Совет по питанию

3.4.

Соблюдение санитарных норм при раздаче пищи в дошкольных группах

декабрь

Совет по питанию, заместитель директора по основной деятельности

3.5.

Результаты проведения контрольного взвешивания продукции, хранящейся на складе столовой и соответствие их записей в книге учёта.

декабрь

Совет по питанию

3.6.

О результатах проверки соответствия срокам хранения скоропортящихся продуктов

март

Совет по питанию

3.7.

Организация работы по заготовке посадочного материала, семян овощных культур

март

Совет по питанию, заведующий пришкольным участком

3.8.

Выполнение примерного меню в оздоровительном лагере, дошкольных группах

июнь

Руководитель  лагеря

4.

Принятие мер по укреплению материально-технической базы пищеблока

постоянно

Директор, совет по питанию

4.1.

Замена посуды со сколом

Под потребность

Совет по питанию

4.2.

Организация работы по поверке весового, технологического, холодильного оборудования

до 01.08

Заместитель директора по хозяйственной работе

4.3.

Приобретение кухонной посуды

Под потребность

5.

Подготовка пищеблока к работе в летний оздоровительный период.

До 22.05.2023

Директор, заместитель директора по хозяйственной работе, шеф-повар

6.

Подготовка пищеблока к новому учебному году

до 10.08.2023

7.

Контроль за:

 

 

7.1.

санитарным состоянием обеденного зала, цехов, складских помещений, раздаточных в группах детского сада

постоянно

Совет по питанию, ответственный за питание

7.2.

доставкой пищи в детский сад

постоянно

Совет по питанию

7.3.

соблюдением правил приёма, хранения и использования пищевых продуктов

постоянно

Совет по питанию, ответственный за питание

7.4.

соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока, помощниками воспитателей

постоянно

Совет по питанию

7.5.

качеством и режимом мытья столовой и кухонной посуды

постоянно

Совет по питанию, заместитель  директора по хозяйственной работе

7.6.

условиями хранения овощей в овощехранилище                                           

постоянно

Совет по питанию, заместитель  директора по хозяйственной работе

7.7.

соблюдением противоэпидемических требований при приготовлении, раздаче пищи, мытье посуды, уборки помещений

 

Совет по питанию

7.8.

выполнением примерного меню                           

раз в месяц

Совет по питанию

7.9.

выполнением натуральных норм питания

раз в месяц

Совет по питанию, шеф-повар

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Организация питания

  • Приложение 8. Нормативные документы
свернуть

Как правильно питаться

КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ ШКОЛЬНИКУ

 

Существует теория питания, которая многократно подтверждена практикой и которой придерживаются все страны мира. Она лежит в основе всей диетологии. Так и называется теория сбалансированного или рационального питания, которое включает следующие законы:

 

ЗАКОН 1: Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам.

 

ЗАКОН 2: Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма.

 

ЗАКОН 3: Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов).

 

ЗАКОН 4: Разнообразие используемых пищевых продуктов т.е. широкий ассортимент продуктов питания.

 

ЗАКОН 5: Соблюдение режима питания.

 

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей, пола, их активности. Рацион должен включать такой набор пищевых продуктов, который бы обеспечил энергетические затраты, т.е. полностью удовлетворял потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии. В рационе питания должно быть рассчитано количество белков, жиров, углеводов, других веществ. Нужно также учитывать соотношение этих пищевых веществ. Например, белки животного и растительного происхождения- белки сои, мяса и т.д. Белков животного происхождения должно быть не менее 30% от общего количества белка в пищевом рационе.

 

Организму также необходимы ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых является нерафинированное льняное, подсолнечное, оливковое масло, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 чайных ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.

 

Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи.

 

Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде. Особенно полезны перепелиные яйца.

 

Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.

 

Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане.

 

В последнее время уже идет речь о том, что необходимо включать в рацион флавоноиды из трав (флавоноиды – это вещества которые находятся в растениях, обладают способностью укреплять стенки капилляров, имеют антиоксидантное действие). В организм обязательно должны поступать микроэлементы: калий, кобальт, селен и др.

 

А если ребенок питается в основном сухариками или рацион его питания наполовину состоит из чипсов, то организм явно не получает многие очень важные питательные вещества. А это чревато серьезными последствиями. Вы дом построите, если кирпичей не будет хватать или цемента не будет? А ведь в нашем организме все построено из тканей. Кожа, мышцы — все это ткани, кровь – это тоже ткань.

 

Активные вещества, которые регулируют работу тканей, тоже состоят из белков, жиров, углеводов и человек должен их получать с пищей. Если школьник вместо обеда каждый день ест чипсы, то у него возникает нутриентная недостаточность — недостаточность аминокислот, витаминов, других необходимых веществ. И если питание не корректируется, то это, в конце концов, заканчивается ослаблением защитных функций организма, человек становится более подвержен воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе воздействию патогенных микроорганизмов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции. У школьника, который правильно питается, хорошо функционируют ферментные системы и иммунная система способна его защитить. Если же организм не получает нужных веществ, то эти системы ослаблены, соответственно и защитить организм от неблагоприятных факторов окружающей среды они не в состоянии.

 

НЕОХОДИМО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

 

Чтобы быть здоровым необходимо получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. К такому выводу пришли американские учёные. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

 

Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца. Первый завтрак должен быть дома.

 

Второй завтрак дети получают в школе. Это необходимо, поскольку активно работающий мозг в промежутке времени между 9 и 13 часами нуждается в дополнительном количестве питательных веществ, нельзя пренебрегать этим приёмом пищи.

 

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, лапши «Rollton», сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.

 

Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.

 

Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

 

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

 

на срок хранения пищевых продуктов;

на состав пищевого продукта, т.е. на то, какая информация содержится на этикетке и конечно же — на состав пищевых добавок. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.

В одной упаковке продукта могут быть токсические вещества, но не выше нормы.

 

Давайте вернемся к чипсам. В чипсы добавляют много пищевых добавок: ароматизаторы, консерванты, и т.д. А они тоже токсичные, большинство из них, во всяком случае, небезопасны. Поэтому для употребления некоторых из этих веществ есть ограничения по возрасту. Например, детям до 10 лет нельзя употреблять определенные пищевые добавки. Но ведь у нас дети едят чипсы и сухарики с трехлетнего возраста.

 

Каких продуктов следует остерегаться?

 

Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу «Роллтон», бульонные кубики, газированные напитки и др. продукты быстрого приготовления. Они содержат пищевые добавки большое количество скрытой соли, сахара, перегружающие систему пищеварения. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним.

 

Не рекомендуется часто давать детям бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки.

 

Чтобы организм ребенка хорошо функционировал на фоне неблагоприятных факторов, надо поддерживать ее в активном состоянии и следить за тем, чем и как питается школьник.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

ПОЛОЖЕНИЕ О БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

    Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 12 сентября 2008 г. №36 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения бракеража блюд и изделий в торговых объектах общественного питания» и Положением по проведению бракеража пищи на предприятиях общественного питания утвержденным Министерством торговли Республики Беларусь 29 марта 1996г. и определяет порядок работы данной комиссии по контролю за качеством готовой пищи в учреждении образования.

  1. Ответственность за качество выпускаемой продукции в учреждении образования несут: руководитель учреждения, заведующий производством (шеф-повар) и другие работники, изготавливающие и реализующие продукцию.
  2. Повседневный контроль качества выпускаемой продукции в учреждении образования осуществляет бракеражная комиссия.

В состав бракеражной комиссии входят: представитель администрации учреждения образования (руководитель либо его заместитель), повар, медицинский работник, педагогический работник учреждения образования. В случае отсутствия одного из членов бракеражной комиссии обязанности возлагаются на дежурного учителя. Бракеражная комиссия утверждается приказом руководителя учреждения.

  1. Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями, определенными нормативно-технологической документации к качеству сырья и готовых блюд и изделий.
  2. Бракеражная комиссия осуществляет бакераж каждой партии готовых блюд, изделий, полуфабрикатов до начала их раздачи.
  3. Порционные блюда контролируются заведующим производством периодически в течение рабочего дня.
  4. При контроле качества готовой продукции бракеражная комиссия должна обращать внимание на соответствие холодной обработки сырья, с учетом его вида и физического состояния, требования действующей нормативно-технологической документации, на соблюдение в соответствии с требованиями Сборника технологических карт и т.д., правильности ведения технологического процесса (температуры и времени), последовательности тепловой обработки, закладки сырья.
  5. Бракеражная комиссия определяет фактический вес штучных изделий, полуфабрикатов и отдельных компонентов.
  6. Проводит органолептическую оценку качества каждой партии выпускаемой продукции в соответствии правил органолептики и технологических карт.
  7. После проверки качества готовых блюд (изделий) бракеражная комиссия проверяет на раздаче правильность хранения пищи, температуру их отпуска.
  8. Если при органолептической оценке блюда (изделия) хотя бы один из показателей не соответствует требованиям, установленным в рецептуре, то блюдо бракуется и снимается с реализации.
  9. Каждая группа и вид блюда (изделия) имеет специфические свойства и соответствующий им показатель.

Для мясных и рыбных блюд – это вкус, запах и самое главное консистенция.

При определении качества салатов и овощных закусок следует обратить внимание на цвет и внешний вид овощей, свидетельствующие о правильности хранения и технологической обработки.

Основным показателем определения качества супов является вкус.

В заправочных супах, в состав которых входит мучная пассировка, жидкая часть должна быть не расслоившаяся, слегка сгущенная, без комков заварившейся муки. Для прозрачных супов основное значение имеет цвет бульона, его прозрачность и консистенция гарниров, продукты которые должны быть мягкими, но сохранившими форму.

  1. Учреждение образования обязано иметь бракеражный журнал установленной формы.
  2. В бракеражном журнале записывается выполнение меню (выход готового блюда или изделия), оценивается доброкачественность приготовленной продукции (доброк.) и соответствие правильности кулинарной обработки (соответ.), готовность блюда и разрешение на выдачу. При выявлении нарушений блюдо к выдаче не допускается до установления выявленных кулинарных недостатков, о чем производится соответствующая запись.

Запись в бракеражном журнале заверяется тремя подписями членов бракеражной комиссии за каждый прием пищи. Ответственность за ведение бракеражного журнала несут все члены бракеражной комиссии.

  1. Все нарушения технологии приготовления пищи обсуждаются с работниками пищеблока, в ходе проведения бракеража. Лица, допустившие нарушения норм закладки продуктов, технологии, брак в приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

свернуть

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

 

Школьник не только «грызёт гранит науки», он в то же время ещё и развивается, и растёт и полноценное питание для этих целей ему просто необходимо. Занимаясь напряжённой умственной деятельностью, школьник расходует свои запасы энергии, а их пополнение напрямую связано с наличием в организме запасов углеводов, в первую очередь глюкозы. Если запас глюкозы в крови снижается, то значительно ухудшается работоспособность ребёнка, он хуже воспринимает учебный материал.

Поэтому целесообразно, чтобы наши ученики получали горячее питание в школе.

Польза горячих завтраков, обедов и полдников неоспорима — они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-10 часов нахождения в школе организм ребенка теряет много калорий. Также наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки, обеды и полдники обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.

В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия.

Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.

Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы, дополнительно проводится с-витаминизация блюд.

Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок — это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы — рукой подать. 

Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги, ответственны за здоровье наших детей.

Двухнедельное меню питания школьников отвечает всем требованиям, максимально соответствует нормам здорового питания, сбалансировано по питательным компонентам. В меню включены обогащённые микроэлементами и витаминами салаты, разнообразные гарниры, фрукты, фруктовые напитки, кисломолочные продукты. Пищевая ценность школьных завтраков, обедов и полдников соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.

 

свернуть