Музей

План работы историко-краеведческого музея "Страницы истории нашей" на 2022/2023 учебный год

Закрепленные памятники

Обелиск героям-зелякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

(аг. Петковичи)

Обелиск героям-зелякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны  (аг. Петковичи)

Захоронение красноармейца Попова (аг. Петковичи)

Захоронение красноармейца Попова (аг. Петковичи)

Памятник героям-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

(д. Ферма-Гай)

Памятник героям-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны  (д. Ферма-Гай)

 

свернуть

Музейный урок "Дом наших предков"

Конспект музейного урока

Тема: "Дом наших предков"

   Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям  и обычаям народа.

Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому учащийся может на объединении по интересам «Спадчына». Здесь ребята узнают о славном прошлом своего народа.  Воспитанники с особым интересом готовят выставки и экспозиции, проводят экскурсии о быте и культурных традициях народа. Узнавая о своем историческом прошлом, учащийся приобщается к культуре своего народа.

Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение учащихся к традициям народной культуры.

Задачи:

  1. воспитательные: воспитание у учащихся уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;
  2. развивающие: развитие логического мышления, образного восприятия культурного народного наследия;
  3. образовательные: знакомство с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Материалы и оборудование:  выставка «Культура белорусского народа»; выставка детских рисунков «Мой дом родной»; экспозиции уголка краеведения «Быт и традиции белорусов» по теме: «Дом наших предков»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели, задач.

Педагог. Добрый день, ребята.  Мы продолжаем наше знакомство с народным бытом  и  культурными традициями народа. Сегодня мы поговорим о доме наших предков. Это и есть тема нашего занятия: «Дом наших предков. Мы узнаем о том, как выбирали наши предки место для будущего дома,  как строили его сообща, как оберегали свой родной дом, как жили просто и скромно.

   Мы научимся уважать наших прабабушек и прадедушек за их труд, доброту, умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта. А наши помощники в познании прошлого – мудрые книги. Вот они, ребята, на нашей выставке « Культуры белорусского народа».

(Дети рассматривают книжную выставку.)

 Путешествие «Как строили дом наши предки».

Педагог. 

А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, да внимательно слушайте, да запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным.

(Дети готовятся к путешествию.)

Педагог. Наше путешествие начинается…

В давние – давние времена огромный мир окружал наших предков. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе убежище – дом.

- Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети. 

Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья.

Педагог. 

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

 «Говорящие обереги» (Воспроизведение знаний, полученных ранее).

Педагог. 

С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего мини – музея «Домотканое полотно наших бабушек» и найдем здесь обереги.

(Дети указывают обереги на народных рубахах).

Педагог. 

Молодцы, ребята. Помните то, что мы ранее изучали с вами. Дайте, пожалуйста, определение слова «оберег».

Дети. 

Оберег – это талисман. Это защита от недобрых сил.

 «Замечательные обереги дома наших предков» (Оперирование знаниями, овладение способами в новых ситуациях).

Педагог. Сегодня мы, ребята, узнаем, какие обереги защищали дом наших предков. Вот оградили место будущего дома наши предки, а потом в центр будущего дома вкапывали дерево. Какое дерево, как вы думаете, ребята?

Дети. 

Конечно же, дуб или березу.

Педагог.

 Именно эти деревья наши предки называли ласково Берегинями. Когда иконы на земле нашей утвердились, стали на березу икону вешать, чтобы берегла тоже будущий дом. Камни большие с четырех концов света привозили, чтобы дом крепко стоял. Да деревья крепкие (ель, сосна) заготавливали на новую избу.

- А как вы думаете, ребята, когда деревья рубили для избы?

Дети.

 Зимой. Дерево спит, ему не больно.

Педагог. Хорошо, ребята. А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом или звали на помощь родню и соседей?

Дети.

Звали на помощь родню и соседей.

Педагог. Правильно, ребята, звали и всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Да чтобы лучшие мастера свои умения показали, чтобы дом краше был и наряднее. А потом и сам хозяин нового дома шел другим помогать. Вот так и строили и жили сообща. Вот и мы с вами, ребята, вместе рассмотрим сейчас рисунки о домах наших предков. Это избы. (Педагог указывает на выставки).

Педагог. Слова «изба». Изба-это крестьянский дом.

Педагог.  Посмотрите, как красиво смотрятся старинные дома. Вот окна, а вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, а вот наличники (Педагог указывает на дом).

Ставни - деревянные затворы к окнам. Наличники - накладная планка на дверном или оконном проеме. Все это, ребята, и украшения и обереги дома. А теперь, ребята, покажите ставни, наличники на домах, которые вы сами нарисовали.

(Дети указывают обереги на своих домиках).

Экскурсия «Внутреннее убранство дома»

Педагог. Молодцы, ребята. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и по сей день говорим - родной дом. Расскажите, ребята, о своем доме.

(Дети рассказывают о своем доме.)

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу, как дорог вам родной дом. Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Вот задушевные строки.

Дети.

В низенькой светелке, со створчатым окном, Светится  лампадка в сумраке ночном. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавесь окна, Пол отструган  гладко, ровен потолок, Печка развальная встала в уголок. У стены укладка с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы со стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Педагог. 

Какие хорошие строки вы, ребята, прочитали.

Педагог.

 Ребята, остановитесь, пожалуйста, у порога. Это священное место. Дверь и порог отгораживают внутренний мир дома от внешнего. С порогом у наших предков связано много примет, об этом мы поговорим  позже. Ребята, садимся на старинную лавку. Посмотрите вокруг, ребята, и выберите себе предмет народного быта, чтобы потом о нем рассказать. (Дети называют предметы).

Педагог. Молодцы, ребята. Мы продолжаем наше знакомство с домом наших предков.

Печка.

Педагог. 

Верно, ребята.

Педагог. 

Ребята, кто-то в гости к нам пришел. Давайте пригласим нашего гостя.

Дети. Заходите к нам, пожалуйста.

(Входит мастер-золотые руки…).

Мастер. Здравствуйте, ребята. Я вижу, у вас замечательное занятие о доме наших предков. Вы говорите о печке - помощнице. Хотите, я расскажу вам о  печке, в которой варили еду, пекли хлеб. Я сам ложил такие печки.

(Рассказ мастера о печке).

Педагог. Спасибо, уважаемый мастер…. Ребята, понравился вам рассказ? Дети. Да.

Педагог. А что особенно вам запомнилось, ребята? Расскажите.

(Рассказ детей).

Педагог. Молодцы, ребята. А теперь давайте поблагодарим нашего замечательного мастера ...

 (Мастер прощается с детьми и уходит).

Описание предметов народного быта «Простой быт предков»

Педагог. 

Молодцы, ребята. Я вижу, что вам не терпится рассказать о предметах народного быта, которые вы выбрали. Пожалуйста, начинайте свой рассказ, ребята.

(Дети рассказывают о предметах).

Педагог. Спасибо, ребята, вы так интересно рассказали о предметах народного быта. А о домашнем задании вы не забыли? Загадки о доме и его вещах вы приготовили?

Конкурс загадок «Дом наших предков»

Педагог. Давайте проведем конкурс загадок, чья загадка интересней и сложней.

Дети загадывают загадки.

  • Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)
  • Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)
  • Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)
  • Стоит бычище – проклеваны  бочища. (Изба.)
  • Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)
  • Не живые, а пищат. (Ворота.)
  • По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)

Педагог. Молодцы, ребята, интересные загадки приготовили. Победителями оказались все. А значит всем вам, ребята, положены призы. Вот они в старинном сундучке-укладке.

(Детям вручаются сувениры-медали.)

 Подведение итога занятия.

Педагог

 Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Понравилось оно вам, ребята?

Дети. 

Да. Очень понравилось.

Педагог. Это потому, что вы сами были активными участниками. Осталось только подвести итог нашего занятия.

- Какая тема нашего занятия?

-Чему мы сегодня научились у наших мудрых предков, ребята?

(Дети подводят итог занятия.)

Педагог.

 Спасибо вам, ребята, за активное участие в занятии. О том, что узнали и чему научились на занятии, расскажите дома. Вы можете, ребята, и нарисовать то, что особенно вам понравилось. Может быть, вы сможете со своими родителями сфотографировать самые красивые старые дом. До свидания, ребята.

 

свернуть

Пишет домой война

 Тема:  «Пишет домой война» 

(музейный урок-экскурсия), посвященный Великой Отечественной войне.

Цель: приобщать обучающихся к духовным ценностям своего Отечества; воспитывать чувство патриотизма;

Познакомить с историей микрорайона Дзержинщина в годы Великой Отечественной войны на примере писем с фронта; Задачи:

расширять знания детей о войне;

заинтересовать неизвестными историческими фактами;

 развивать патриотические чувства;

воспитывать уважение к защитникам Родины;

узнать  роль писем  во время войны;

создать атмосферу доброжелательности и творчества.

Занятие проводится в школьном музее. В ходе мероприятия образный мир обучающегося обогащается знаниями о предметах военного времени, фронтовых письмах, песнях военных лет. Ход проведения. В центре -  большой  стол   с  горящей свечой  и  фронтовыми  письмами;  стулья, на которые будут садиться дети.

Звучит - аудио-запись сообщения о начале Великой Отечественной войны. Сводка Совинформбюро (диктор Ю.Б. Левитан); Экскурсовод 1

   В памяти народа тревожное утро 22 июня 1941 года, когда началась эта страшная война.  Предутреннюю тишину пограничья нарушили первые залпы орудий, рев танков. Во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встали народы нашей Родины на великий исто­рический подвиг - защиту Отечества.

Звучит аудио-запись песни «Священная война» Экскурсовод 2

Время все дальше отдаляет нас от трагической страницы в истории нашей Родины - Великой Отечественной войны. Но интерес к ней не ослабевает, наоборот, усиливается. Ибо наша Победа не ушла в прошлое. Это Победа, добытая кровью и мужеством нашего народа.  Руководитель музея.      Война, ставшая всенародной, вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, как наших земляков-фронтовиков, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других она подняла в тылу на героический труд во имя победы, как наших вдов – бабушек или прабабушек. В каждую жизнь она внесла тревогу и волнения, заботы и горести.

 Экскурсовод 2

Каждый день войны, свинцовые сумерки блокады, голод уносили ежедневно тысячи жизней. Жестокие бои первых месяцев, когда нашему солдату, пришлось сражаться, отступая под натиском врага, все люди нашей страны с особой силой почувствовали, как близка, как дорога им родная земля. Руководитель музея 

Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для всего нашего народа. События тех страшных и трагических дней дошли до нас сквозь годы  и  хранятся в памяти очевидцев. К сожалению, их становится все меньше, но тем ценнее каждое воспоминание. Связь с фронтом  поддерживали в основном через письма. Ах, как ждали люди этих весточек на треугольных листках! Сколько раз их читали и перечитывали, вдыхая неуловимый уже запах родных рук. Пришло письмо - значит, жив кормилец. Хотя бывало и так, что похоронка приходила раньше письма... Сколько надежд тогда вселяла в изболевшееся сердце запоздалая весточка...     Семьи фронтовиков бережно хранили письма с фронта в течение многих лет. И спустя годы, перечитывая еле заметные карандашные строки, родные не могут сдержать слез, а вместе с ними плачут и посторонние люди.    Не менее трепетно к письмам относились и сами бойцы. Выкраивая минуты отдыха в перерывах между боями, они спешили черкнуть два-три предложения домой.  Ну чтобы знали родные, что, мол, жив-здоров... Сверху на конверте ставилась печать полевой почты, почты назначения и печать военной цензуры. В письмах солдаты рассказывали о боях, о мужестве своих товарищей, а вот о собственных тяготах писали очень осторожно или вообще не писали, чтобы не расстраивать родных и близких. Кроме того, письмо могло прийти и на занятую немцами территорию.        Читая эти истертые, зачитанные клочки бумаги, испытываешь странное чувство. Словно перед тобой раскрывается сама история. Чувства, мысли людей помогают глубже, острее прочувствовать ситуацию. Фронтовые письма - это бесценные документы истории.  За нехитрыми, непритязательными словами скрывается безмерная сила духа простых людей.   Та сила, которая привела нас к победе. Та сила, которой нам всем сейчас так не хватает.

Письма треугольники. (Показать и вместе с учениками выяснить, почему именно треугольники) Конвертов не хватало. Письма-треугольники  отправляли  бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Вот такие письма получали в годы войны.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

 Экскурсовод 1

А письма, В  треугольничках  солдатских! Они для нас, До сей поры  полны, И мужества, и доброты, и ласки, И грозного дыхания войны. Г.Серебряков

Экскурсовод Фронтовые письма! Их авторы верили в победу и в то, что доживут до нее. Фронтовики садились за письма в короткие минуты затишья, накануне смертельных схваток. Посылали последние «прости» перед казнью схваченные фашистами патриоты, надеясь, что весточки дойдут до адресата. Писали о самом главном, и можно смело сказать, что это были строки «чистого литья», характеризующие состояние души человека в минуты наивысших испытаний.  Экскурсовод 1

Строки фронтовых писем передают атмосферу своего времени - горького сорок первого и радостного сорок пятого годов. Письма с фронта - живые свидетели высочайшего патриотизма советского человека, его беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага. (заранее подготовленные ученики  читают,  инсценируют  стихотворения) Треугольником сложен пожелтевший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год, Рвется ветер осенний и команда: вперед! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последним письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни, Хоть и были когда-то так далеко они.

 

Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую, слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок.

…Мы были беспечными, глупыми были, Мы всё, что имели, не очень ценили, А поняли, может, вот здесь, на войне, Приятели, книжки, московские споры, Все – сказка, все в дымке, как снежные горы… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

…И чем бы в пути мне война ни грозила, Ты знай – я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! Э.Асадов

 

Здравствуй, папа! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивился, До чего ты прежний был во сне. Папа! Ты вернешься невредимый, Ведь война когда-нибудь пройдет. Миленький! Голубчик мой родимый, Скоро майский праздник к нам придет. Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть, Я тебе желаю всей душою Поскорей фашистов одолеть. Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб, как раньше, можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить. Чтоб над всем таким огромным миром Днем и ночью был веселый свет… Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет, Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев, как один… …Я пишу тебе и чуть не плачу, это так… от радости… Твой сын.

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами. На конверте в углу номер почты стоит полевой. Это в сорок втором Мой отец написал моей маме перед тем, как идти в свой решительный бой. “Дорогая моя. на переднем у нас передышка, Спят в окопах друзья. Тишина на крутом берегу… Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку. Знай, что вас от беды я всегда берегу”. Я читаю письмо. И как будто все ближе тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец. Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу я сейчас те слова, что сказал перед боем отец. Я читаю письмо. А за окнами солнце смеется. Новостройки растут. И сердца продолжают любить. Я читаю письмо. И уверен, что, если придется, Все, что сделал отец, Я сумею всегда повторить.

Дома, за божницею, старушка  Бережно одно письмо хранит.  Это её весточка от сына,  Что под Сталинградом был убит.  Старый, пожелтевший треугольник  Дорог ей спустя и много лет.  В нём рукою сына был написан  С той войны последний ей привет.  Строки она знает. Как молитву,  И без слёз не может их читать:  «Здравствуй, моя мама дорогая!  Вот решил тебе я написать.  Обо мне не стоит волноваться:  Жив, здоров я и ходил уж в бой…  Береги себя, моя родная,  И с победой скоро жди домой…»  До сих пор она глядит в окошко:  Не сынок ли по тропе идёт.  И опять, письмо в божницу спрятав,  Дорогого человека ждёт.

Экскурсовод 1    Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Руководитель музея

В нашем музее есть выставка «Письма с фронта» здесь в витрине помещены письма наших земляков.  Многие  бойцы, писавшие эти письма, впоследствии пали на поле битвы в борьбе за свою Отчизну. Это своеобразный памятник живым и  погибшим в годы минувшей войны. Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое. (Дети  за общим столом разбирают   «полевую почту». На столе лежат треугольные конверты-письма. Дети по очереди распечаты­вают их и зачитывают вслух, затем идет обсуждение о чём нам могут рассказать фронтовые письма)

Экскурсовод 2

О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя Письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы. 

Экскурсовод 1

Писали и на смертном рубеже, Под скрежет танков, орудийный рев, Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже.  На улицах сожженных городов...  О, письма фронтовые грозных лет .

Бесценней документов в мире нет!.. Я возвращаюсь снова к тем годам. Суровым дням в истории страны, И приобщаюсь к судьбам и делам,  Сражениям жестоким и боям  Той трижды памятной для нас войны. И в этих письмах оживают вновь Презрение и ненависть к врагу,  И к Родине великая любовь! И за победу пролитая кровь ... Я эти письма свято берегу. (Евгения Кирпонос) Руководитель музея: Священный долг живущих - сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину; сохранить и передать ее нашим детям и внукам.  «Это нужно не мертвым! Это надо - живым!» - так сказал известный поэт. Давайте и мы попробуем написать такое письмо нашим родственникам, которым довелось пережить невзгоды войны. И неважно, где это было: на фронте или в тылу, в оккупации или в плену. Для них, наверное приятно было бы получить письмо благодарности за жизнь, за радости сегодняшнего дня от своих правнуков.  (Дети пишут письма своим прабабушкам и прадедушкам, складывают их под руководством учителя в форме солдатского треугольника и подписывают адресату, ведущие помогают) Экскурсовод  2 Спасибо, солдаты, солдаты Беларуссии,  За подвиг великий, что вы совершили. За то, что не дрогнули в час испытанья, За ваши мученья, за ваши страданья.  Спасибо за все! И преклоним колени Пред павшими в этой священной войне. Им - вечная память! И слава вдвойне! (Леонид Глебов) В память павших бойцов на полях сражений за Родину объявляется минута молчания!

Руководитель музея

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

Прошу вас, храните солдатские письма. Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла, Прошу вас: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты!  (М.Львов)

Звучит песня «День Победы»

Ожидаемые результаты - формирование у воспитанников важнейших духовных и нравственных качеств: любви к Родине, родному краю, чувства гражданского долга; гордости за свое Отечество, за его историю и достижения,

- осознание обучающимися нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому и будущему;

- создание условий для формирования таких черт характера как мужество, честность, трудолюбие;

-создание позитивных нравственных установок;

- формирование позитивного отношения к службе в армии, готовности юношей быть защитниками Отечества;

- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

 

свернуть

Юность опаленная войной

Музейный урок «Юность, опалённая войной…»

    

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.»

Д.С.Лихачев

     Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной.

     Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея «Страницы истории нашей» для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Продолжать изучение военной истории родного края;
  2. Приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;
  3. Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;
  4. Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.
  5. Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
  6. Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: музейный урок

Технология - формирование исследовательской культуры учащихся.

Цель:

Образовательный аспект:

сформировать у учащихся представления о тяготах и лишениях во время войны;

обеспечить усвоение учащимися краеведческого материала о личностях;

формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Развивающий аспект:

развитие аналитического и креативного мышления на основе краеведческого материла о роли обыкновенных людей в обеспечении победы в Великой Отечественной войне;

Воспитательный аспект:

нравственное развитие учащихся;

воспитание культуры умственного труда;

формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

формирование требовательности к себе и другим;

разрешение проблемного вопроса: каким должен быть человек.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Оборудование музейного урока: 

материалы школьного музея:

Эпиграф:

Отечество моё!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Виктор Афанасьев

Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Ход музейного урока.

Организационный момент.

Учитель истории.

Прошло 75 лет с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война… Ваше поколение знает о ней только по урокам истории, литературы да рассказам старших. Мы живем под мирным небом и не задумываемся над тем, какой же ценой и благодаря кому завоевана Великая Победа! К сожалению, участников Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше и меньше, и не с кем поговорить о том времени, расспросить о том, что их волновало, чем они жили в те страшные годы, что двигало их на борьбу с фашистами…

Учитель литературы.

Вы дома пытались найти ответ на вопрос: «Каким должен быть человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце занятия мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои эссе.

Учитель истории.

Посещая в прошлый раз, школьный музей, вы обратили внимание на фотографии ветеранов. «Порой мы не задумываемся над тем, как мы живем, к чему стремимся, какие у нас ценности… А осознаете ли, что вы немного моложе тех девчонок и мальчишек, которым в июне 1941 года было всего лишь 17. О чём же они мечтали на пороге школы? К чему стремились?

Сообщение учащейся.

Мы узнали, о  судьбах фронтовиков, которые были участниками Великой Отечественной войны. Листает страницы историй…

Учитель литературы.

21 июня 1941 года был торжественный день - вручение аттестатов о среднем образовании. Весело отметили выпускники 10-х классов знаменательное событие в жизни. Целую ночь не умолкали звуки духового оркестра, оркестрантами которого были выпускники 1941 года. Без устали кружились в вальсе. Со школой распрощались на рассвете. Никто не мог предполагать, что этот рассвет окажется последним, что мечты развеет чёрная туча войны…

Заслушивается стихотворение  учащихся из актива музея (заранее подготовленное)

В школьном музее

В маленьком зале

Год сорок первый

Нам показали

 

Здесь на столе

Под стеклом мутноватым

Нашего горя

Легли экспонаты

 

Каска, патроны,

Граната и фляга

Да пожелтевшая

Писем бумага

 

А со стены

С фотографий глядели

Наши ребята

В солдатской шинели

 

Они добровольно

Шагали в солдаты

Рыли окопы,

Крыли накаты…

Раны болели

В бинтах порыжелых,

Они замерзали.

Мы становились

Седыми в семнадцать,

А, повзрослев,

Отучились бояться!

 

И, не считая

Врагов своих, били,

И беззаветно

Родину любили.

 

Учитель литературы.

Этим стихотворением «В школьном музее», автором которого является выпускница  нашей школы Сушкевич Надежда, открывается тематическая папка…

Оно пронизано патриотизмом, любовью к Родине… Наши молодые ветераны мечтали о счастье, о светлом будущем… 21 июня 1941 года им вручили аттестаты. Казалось, вся жизнь впереди!!! Дерзай, добивайся своего, стремись вперёд!!!

Сообщение учащейся из актива музея.

Изучая материалы школьного музея, мы узнали, что агитбригада отразила судьбу молодых людей, которые родились в это время.

Вопросы первой группе:

– Какие черты характера вы можете выделить у наших земляков?  – Где проходил свой боевой путь М. Вашкевич?  – Какая мечта была него и исполнилась ли она? 

Учитель литературы.

Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни.

Заслушиваются небольшие сообщения  учащихся,  подготовленные в ходе исследования.

Учитель истории.

- Нужно ли нам знать свою историю, свои корни?

- Вы познакомились с судьбой наших ветеранов, а чем схожи их жизни? (Учащиеся приходят к выводу, что их объединяет то, что они стремились стать лучше на протяжении всей своей жизни).

Вопрос к учащимся: что же может нам помочь стать лучше?

(Ответы: чтение, примеры жизни других людей,  достойных подражания, любовь к родине).

Учитель литературы.

Творческое задание.

А теперь вернемся к эссе, над которым вы работали дома.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).

Итоги музейного урока. Сегодня мы говорили о жизни ветеранов, а вы задумывались об их и о своем жизненном пути, сделали выводы, что надо стремиться к тому, чтобы стать лучше.

Рефлексия. В результате музейного урока

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…

Важным компонентом данного занятия является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

 

свернуть

Юный музейщик

Вводное занятие объединения по интересам " Спадчына "

Данное занятие является вводным, ознакомительным для объединения по интересам  "Спадчына».  

В этом занятии рассматриваются основные понятия музейного дела, правила поведения в музее, правила хранения музейных экспонатов и т.д.

 Целью занятия является знакомство со школьным музеем, с музейными экспонатами и профессиями.

 Содержимое разработки:

Понятия музей, виды и разнообразие музеев, музейное дело, экспонат, школьный музей, экскурсия

Здравствуйте, ребята! Сегодня состоится наше первое занятие в школьном музее. Перед нами стоят большие задачи. А главная из них - сохранить наш музей, нашу гордость, и продолжить большое дело, которым занимались с давних времен работники нашей школы. Сколько труда вложено в дело создания и существования этого музея! И теперь мы не просто должны сохранить все, что накоплено годами, но и достойно продолжить. Я уверена, вы станете настоящими мастерами музейного дела, научитесь создавать интересные выставки и музейные экспозиции, самостоятельно проводить экскурсии для учителей и учеников, а также гостей родной школы. В общем, нам предстоит огромная и очень увлекательная работа.

А теперь давайте знакомиться.

Меня зовут Ирина Ольгердовна. Я руководитель музея. Мы будем заниматься 2 раза в неделю. Кроме того, нам предстоят экскурсии в главный музей нашего города, в музеи других школ, экскурсии по городу, его достопримечательностям и памятникам. Будут встречи с интересными людьми, которые расскажут нам о прошлом и помогут внести вклад в наше общее дело. Ну вот. Я вам представилась. А теперь я должна узнать вас. Чтобы я знала, как к вам обращаться, давайте подготовим бейджики. Напишите на медальках ваши имена. 

 Ну вот теперь я знаю ваши имена.

Нам многое предстоит узнать. Поэтому для записей нам нужны будут рабочие тетради.

Ну что же, начнем…

Как обычно, в красивом здании, Где хранится кладезь знаний. Обо всем, что нас окружает,  И, конечно, всегда поражает. Здесь предметы культуры всей. Что же это – МУЗЕЙ! Люди много, много сотен  лет назад начали собирать и хранить чем-то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

Что означает слово «Музей»?

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.

Что такое музей?

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Учитель. Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.

Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, агрогородка  и  других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем………..

Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

Самые крупные музеи мира и нашей страны.

Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия).

А в каких музеях вы побывали в Минске?

Об этих музеях мы будем говорить на следующих встречах. Подробно о каждом. Мы совершим виртуальные походы в эти музеи и узнаем об их истории и узнаем, какие великие предметы искусства и исторические памятники и секреты хранятся в них.

Сегодня поговорим о школьных музеях.

Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?  

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Здесь так же хранятся подлинные материалы, собранные в экспозиции. Музей занимает отдельное помещение с необходимым оборудованием. Все, что собрано в музее называется «Музейными экспонатами».

Школьный историко -  краеведческий музей «Страницы истории нашей».

Его историю, сообщает актив музея.

Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ. Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. -  Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

ВЫСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЧКУ ЭКСПОНАТ.

СЕГОДНЯ МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ «Как «живут» экспонаты в музее».        Где может располагаться музей? ( В красивом здании, например, в бывших дворцах, в квартире, в усадьбе, под открытым небом, в дворцово-парковых ансамблях и т.д.)

-Как появляются экспонаты в музее?

 (археологические раскопки, дар музею)

-Все ли  предметы могут стать экспонатами музея?

( нет,  если только предмет интересен ученым,  коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер. (Демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).        - Может ли этим заниматься кассир или экскурсовод?

Этой работой занимается НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК (новое слово на доске). Следующая музейная профессия – ХРАНИТЕЛЬ (слово на доске). Он знает, как надо хранить экспонаты в музее. А помогает ему КЛИМОТОЛОГ, который с помощью прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах. Ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении, попадают в руки ХУДОЖНИКА – РЕСТАВРАТОРА. 

А теперь посмотрим видео о музейных профессиях, о тех людях, которые занимаются музейным делом в больших, известных музеях (ВИДЕОРОЛИК). ВОТ КАК СЛОЖНА И КРОПОТЛИВА РАБОТА СОТРУДНИКОВ БОЛЬШОГО МУЗЕЯ.

А сейчас я хочу познакомить вас с нашим школьным музеем.

Давайте посмотрим вокруг. Перед нами напольные шкафы с собранной коллекцией предметов старины. Это предметы быта жителей нашего региона в прошлые времена. Вот посмотрите, сколько всего удалось собрать у жителей нашего края, чтобы мы смогли увидеть эти сохранившиеся с далеких времен предметы. Каждый предмет хранит  в музее свою особенную историю. Все экспонаты имеют название и номер. Это нужно для ведения особых журналов по учету. Мы позже научимся оформлять карточку каждого экспоната и журнал. Рассматриваем экспонаты.

БЕСЕДА

Кроме того, мы видим другие экспозиции. Посмотрите на стенды, которые висят на стенах нашего музея. Здесь накоплена целая история.

 Экспозиция « Школа и ее история». О том, как все начиналось, кто стоял у истоков, какие люди работали в нашей школе.

Экспозиция «Герои нашего родного края».

Мы познакомимся с этими материалами очень подробно на следующем занятии. Кроме того, в музее собрана большая информация о жизни школы, о ее учениках и учителях. Все это собрано в фотоальбомах на стеллажах. И здесь нам предстоит работа.  Мы все должны красиво и правильно оформить, представить правильно и красиво, чтобы наши гости смогли получить представление о нашей школе, музее и нашей истории.

Творческая работа и исследовательская работа.

Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу.

В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану.

(Называются пункты плана, ребята помогают давать ответы)

1.Описание предмета (записываем)

1.Название предмета – ПОРОХОВНИЦА

2.Назначение – Пороховни́ца — ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. В горловине обычно имелась мерка для дозирования пороха. Изготавливалась из рога, кожи, дерева, меди, серебра.

3.Время создания и место бытования, связь с краем .

 Существовала с конца XV века и до начала XX века. Пороховница была необходимым атрибутом в снаряжении стрельцов и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века необходимость в пороховницах отпала.

  1. Материал – древесина
  2. Техника изготовления – ручная работа
  3. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение – принадлежала охотнику. Подарена музею
  4. Авторская принадлежность – неизвестный мастер

8.Сохранность экспоната - средняя

А теперь самостоятельно опишите любой экспонат. На листочках вверху пишем название предмета (любой понравившийся), делаем рисунок предмета цветными карандашами и описание по схеме (Разбор описания).

Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.

Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

Какой этап занятия был наиболее интересен?

Что мне дало это занятие?

Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный

Подводя итог нашему заседанию, скажу…

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе  и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Этими строками мы заканчиваем наше заседание. Спасибо всем за участие в работе.

Домашнее задание:

 к следующему занятию  подготовить историю любого, понравившегося вам экспоната (утюга, рушника, горшка, ухвата и т. д). Это необходимо для выполнения самостоятельного мини-исследования.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ В МУЗЕЕ

Чтобы экспонаты долго радовали глаз посетителей музея, их необходимо правильно хранить, так чтобы они не выцветали от времени, не покрывались толстым слоем пыли, не разрушались. И сейчас мы проверим, насколько правильно вы умеете это делать. Вам будут заданы вопросы, если вы согласны с утверждением, то поднимаете карточку с ответом «Да», если не согласны – с ответом «Нет». Карточки находятся на ваших столах.

  • Верно ли, что каждому музейному предмету присваивается шифр? Да
  • Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей? Да
  • Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? Нет
  • Верно ли, что музейные предметы из стекла нужно хранить на полках деревянных шкафов? Да
  • Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем? Нет
  • Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? Нет
  • Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах? Да
  • Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания? Нет
  • Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги? Да

Вы проделали большую работу, и нашли новый интересный экспонат в ваш музей. Чтобы об этом событии узнали во всем городе необходимо дать информацию в местные газеты. И сейчас вам необходимо написать статью о вашей находке.

Памятка «Правила поведения в школьном музее»

 

Казалось бы, правила поведения в музее простые - не шуметь, не бегать, громко топая ногами... Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.

Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе. Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых - чтобы служители музея не нервничали, что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с картиной ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько еще человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!

При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей обычно ставят диванчики в центре зала, а уж если их нет, то придется смириться с этим...

Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями.

Правила хорошего тона это поощряют.

Так что можно теперь идти в музей!!!

(Раздаем детям, читаем и разбираем вместе, вклеиваем в тетрадь)

 

 

свернуть