Инновационная деятельность

В 2021-2023 году учреждение образования реализует инновационный проект 

 

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования».

 

Консультант Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Контактные телефоны: 8(029)7046410, 8(017) 392 37 00, e-mail: psy@academy.edu.by.

Научный руководитель Рабиновская Валентина Ивановна, директор государственного учреждения образования  «Петковичский учебно-педагогический  комплекс ясли-сад – средняя школа»

Контактные телефоны 8(01716)93473, 8(029)8745279, е-mail

 petkovichi@schoolnet.by

Карта инновационного опыта

12.10.2023

Карта инновационного опыта

 

Инновационный проект

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2023 годы

 Учреждение образования

Государственное учреждение образования «Петковичская средняя школа»

Руководитель учреждения образования

Рабиновская Валентина Ивановна

Координатор инновационного проекта

Живицкая Ольга Витольдовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Консультант инновационного проекта

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Проектный продукт

Человек в социальных сетях: работа, досуг, общение

Социальные сети и сетевые сообщества. Сетевые сообщества подростков – минусы ли?

Как собрать свою команду в социальных сетях

Формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению и их семьями

План проведения месячника по профилактике суицидального поведения в учреждении образования 

Профориентационная работа в школе (методические рекомендации)

Классный час на тему  "Самые яркие, модные профессии"

Информационный час  «Мир профессий»

Классный час  «Трудом велик и славен человек»

Классный час  «В  городе  Мастеров»

Игра-путешествие по профессиям «Паровозик»

Встреча-беседа «Умение достигать цели: интерес к своей будущей профессиональной деятельности»

скачать файл

свернуть

Рекомендации по составлению отчета (справки) о результатах экспериментальной деятельности

 

  1. По результатам реализации экспериментального проекта в каждом учебном году руководитель учреждения образования оформляет отчет (справку) и представляет ее:

– руководителю экспериментального проекта – не позднее 15 апреля;

– управлению (отделу) образования райисполкома (после согласования с руководителем экспериментального проекта).

Отчет (справка) по результатам реализации экспериментального проекта подписывается руководителем учреждения образования.

  1. Руководитель экспериментального проекта обобщает информацию о результатах реализации экспериментального проекта во всех учреждениях образования, которые участвовали в эксперименте, и представляет обобщенный отчет о результатах экспериментальной деятельности (бумажный и электронный варианты) в Национальный институт образования не позднее 1 мая;

Отчет о результатах экспериментальной деятельности подписывается руководителем проекта.

 

Примерная структура отчета (справки)

о результатах экспериментальной деятельности

  1. Название экспериментального проекта.
  2. Название учреждения образования, в котором осуществлялась экспериментальная деятельность (в соответствии с Уставом учреждения образования).
  3. Сроки проведения экспериментальной деятельности.
  4. Вид отчета (промежуточный или итоговый).
  5. Этап реализации экспериментального проекта, его цели и задачи.
  6. Краткая характеристика участников эксперимента (количество педагогов и учащихся, квалификационная категория педагогов).
  7. Краткое описание проведенной экспериментальной работы (в соответствии с календарным планом).
  8. Методы оценки результатов экспериментальной деятельности.
  9. Результаты экспериментальной деятельности:
  • выполнение программы эксперимента;
  • достижение целей и задач эксперимента;
  • количественные и качественные результаты экспериментальной работы (результаты диагностики по зависимым переменным);
  • подтверждение (опровержение) гипотезы;
  • оценка эффективности апробируемого нововведения в соответствии с заявленными в проекте критериями и показателями.
  1. Представление информации о ходе и результатах экспериментальной деятельности (семинары, конференции, публикации).
  2. Перспективы экспериментальной деятельности в следующем учебном году с учетом результатов прошедшего этапа эксперимента (для промежуточного отчета).
  3. Предложения по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе (для итогового отчета).

 

Примечание. Отчет о результатах экспериментальной деятельности представляется в текстовой форме; результаты диагностики оформляются в виде таблиц, схем, графиков и др.

свернуть

Рекомендации по ведению дневника экспериментальной деятельности

 

  1. Участники экспериментальной деятельности (педагогические работники, реализующие программу экспериментальной деятельности) обязаны вести дневник. Дневник экспериментальной деятельности – это документ, в котором фиксируются промежуточные и итоговые результаты апробации нововведения.
  2. Структура и периодичность заполнения дневника согласовывается с руководителем экспериментального проекта (рекомендуется фиксировать в нем все проведенные мероприятия по апробации нововведения).
  3. Дневник экспериментальной деятельности представляется для анализа руководителю экспериментального проекта в установленные им сроки.

Примерная структура

дневника экспериментальной деятельности

  1. Фамилия, имя и отчество педагогического работника, участвующего в реализации программы экспериментальной деятельности, место работы и должность.
  2. Название экспериментального проекта.
  3. Этап экспериментальной деятельности.
  4. Задачи экспериментальной деятельности, осуществляемой педагогом на данном этапе.
  5. Календарный план экспериментальной деятельности педагога на текущий учебный год (с указанием конкретных мероприятий, сроков их проведения и форм представления результатов).
  6. Содержание проведенных мероприятий по апробации нововведения и их анализ в соответствии с целями и задачами эксперимента, критериями и показателями эффективности экспериментальной деятельности.

Например.

Если в ходе эксперимента апробируется модель обучения с использованием ЭСО, то педагог фиксирует в дневнике:

– дату проведения урока (мероприятия), на котором использовались ЭСО;

– тему урока (мероприятия);

– на каких этапах урока (мероприятия) и с какой целью использовались ЭСО;

– время использования ЭСО на уроке (мероприятии);

– какие формы работы с ЭСО (индивидуальная, групповая) использовались на уроке (мероприятии);

– положительные аспекты использования ЭСО на уроке (мероприятии) (активность учебно-познавательной деятельности учащихся, качество усвоенных знаний и умений, мотивация учащихся и др.);

– проблемы (трудности), которые возникли в процессе использования ЭСО у учащихся и педагога, их причины;

– предложения по совершенствованию приемов использования ЭСО на уроке (мероприятии).

Примечание. Анализ проведенных уроков (мероприятий) может осуществляться в форме таблицы.

  1. Анализ результатов экспериментальной деятельности: общие выводы в соответствии с задачами этапа экспериментальной деятельности (эксперимента в целом).
свернуть

Перечень документов по экспериментальной деятельности в учреждении образования

 

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
Приказ управления (отдела) образования райисполкома «Об организации экспериментальной деятельности в учреждениях образования в ___ учебном году»;
Приказ руководителя учреждения образования «Об организации и проведении экспериментальной деятельности»;
Экспериментальный проект;
Программа экспериментальной деятельности;
Календарный план экспериментальной деятельности в учреждении образования;
Дневники экспериментальной деятельности педагогических работников, осуществляющих программу экспериментальной деятельности;
Протоколы совещаний, на которых обсуждались ход и результаты экспериментальной деятельности;
Документы (протоколы, акты, ведомости и др.), в которых отражены результаты диагностических срезов.
Рабочие материалы (ученические работы, презентации, методические разработки педагогов (конспекты учебных занятий, сценарии мероприятий));
Информационно-аналитические материалы по результатам реализации экспериментального проекта
свернуть

Календарный план организации инновационной деятельности

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

_________________В.И.Рабиновская

 

 

 

Календарный план

организации инновационной деятельности

государственного учреждения образования «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

в рамках инновационного проекта

“Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования”

на 2021/2022 учебный год

 

Мероприятия

Сроки

(примерные)

Ответственный

Примечание

1.

1.1. Изучение Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 года № 251.

1.2. Проведение инструктивно-методического совещания и собеседования с участниками инновационного проекта по определению их роли в системе инновационной деятельности

Сентябрь 2021

Руководитель проекта Рабиновская В.И.

 

2.

Анкетирование педагогов и администрации учреждений образования на предмет готовности к инновационной деятельности

Сентябрь-октябрь 2021

Руководитель проекта Рабиновская В.И.

 

3

Анкетирование участников образовательного процесса по вопросам качества оказания психологической помощи

Октябрь 2021 – апрель 2022

 

Заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С.

 

4

Совещание при директоре ГУО «Дзержинский районный социально-психологический центр» «Распределение функциональных обязанностей участников инновационного проекта учреждения в реализации инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Октябрь 2021

Руководитель проекта Рабиновская В.И.

 

5.

Заседания творческой группы по обсуждению организации и методических материалов модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении

Октябрь 2021 – апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Живицкая О.В.

Периодичность заседаний творческой группы - не менее 1 раза в месяц

6.

Заседание рабочей группы по анализу результатов первичного диагностического исследования участников образовательного процесса по программе инновационного исследования

Ноябрь 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Живицкая О.В.

 

7.

Организация работы виртуальной сетевой площадки

Ноябрь 2021

Заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С.

Создание открытой системы непрерывного и оперативного оказания консультативной помощи, оперативного решения проблем, возникающих в ходе практикоориентированной деятельности

8.

Заседание рабочей группы по подбору форм, методов, технологий для профилактической работы с субъектами образовательного процесса в соответствии с их компетенциями

Октябрь-ноябрь 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Живицкая О.В.

 

9.

Участие в обучающих, практикоориентированных семинарах для участников инновационного проекта

Октябрь 2021 – апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Живицкая О.В.

В рамках Психологической службы района.

Обучение новым практическим методам работы для организации своевременной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса

10.

Организация психологического консультирования для педагогов, включенных в инновационную деятельность (по обращению)

Октябрь 2021 – апрель 2022

Заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С.

В рамках Психологической службы района.

Оказание помощи педагогам в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности.

Проводится по требованию.

11.

Организация и работа групп (объединений) по супервизии для педагогов, включенных в инновационную деятельность

Октябрь 2021 – апрель 2022

Руководитель проекта Рабиновская В.И.

В рамках Психологической службы района. Периодичность заседаний – не менее 1 раза в месяц

12.

Участие в психологических тренингах

Октябрь 2021 – апрель 2022

 

В рамках Психологической службы района.

Периодичность – не реже 1 раза в 2 месяца

13.

Совещание «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении в 2021-2022 гг.»

Апрель 2022

Руководитель проекта Рабиновская В.И.

 

14.

Разработка методических рекомендаций по использованию промежуточных результатов деятельности в массовой образовательной практике

Апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Живицкая О.В.

Заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С.

 

15.

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Апрель 2022

Администрация учреждения

 

16.

Подготовка справки о промежуточных итогах

 реализации инновационной деятельности в 2021-2022 гг.

Май 2022

Администрация учреждения

 

 

свернуть

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.

Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.

Однако, несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, достаточно часто педагог-психолог, приходя в учреждение образования, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.

Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

свернуть

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

свернуть

Формулировка гипотезы, цели и задач проекта

Гипотеза инновационного проекта:

реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.

Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

         Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

оценить эффективность внедрения проекта.

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Во многих странах мира школьные психологические службы существуют в разных форматах и названиях сейчас. Исследовательские опросы показывают, что в разных странах трудоустроено разное количество психологов, работающих в сфере образования (более 100 тысяч человек). Кроме того, пропорция количества детей, приходящихся на одного психолога, значительно различается в разных странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологической помощи, совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличивать количество психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьные психологические службы имеют в разных странах разные формы. Часто встречается такой вариант, когда школьный психолог – учитель, получивший специальную психологическую подготовку, – обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность при этом – консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые работают с детьми или их родителями.

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в команде из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные психологические измерения, опросы, беседы, консультации.

Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно проблемным детям. Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования.

Психологические службы образования в мире строятся на основе двух возможных моделей организации, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог — в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, центрах помощи, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).

Первая модель — модель школьной психологической службы, по которой организована на сегодняшний момент психологическая помощь обучающимся и в Республике Беларусь — предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу основательно вникнуть в реальную ситуацию, узнать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования (максимальному содействию развитию каждого учащегося) и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов.

Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, осуществляют коррекционную работу с отдельными учащимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с учащимися, организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Проведенный в Российской Федерации в 2012–2013 гг. опрос специалистов в области психологии и педагогики показал, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами — обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

В России в настоящее время главной целью психологического обеспечения образования является создание условий, благоприятных как для обучения и развития учащихся, так и для профессионального роста педагогов. Работа с родителями учащихся также входит в обязанности педагога-психолога. Таким образом, цель работы по психологическому сопровождению образовательного процесса формулируется как повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса. Психологическое обеспечение и сопровождение системы образования в России представляет собой единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Специалисты различных профилей (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, логопеды и др.) оказывают помощь всем участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.

В нашей стране за последние несколько десятилетий в системе образования сложилась многоуровневая система психологической помощи и психологического сопровождения образовательного процесса. Первый уровень представлен специалистами, непосредственно работающими в учреждениях образования, в том числе, и общего среднего – создана социально-педагогическая и психологическая служба, в которую входят    пeдагоги-психологи и педагоги социальные; дефектологи и иные специалисты. Второй уровень — социально-педагогические центры, методические кабинеты и центры в районных отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в учреждениях образования. К этому же уровню можно отнести отдельные центры и службы, осуществляющие адресную специализированную помощь и консультирование в особых случаях (например, ЦКРОиР, психиатрические службы и т.п.).

Научным основанием предлагаемой модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики, отмечал С. Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребенка. Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе.

Для функционирования психологической службы имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (Блонский П. П., 1935; Выготский Л. С, 1983; Давыдов В. В., 1977; Занков Л. В., 1949; Смирнов А. А., 1966; Рубинштейн С. Л., 1946; Эльконин Д. Б., 1974, и др.). Обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», а на «зону ближайшего развития». Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития, учение представляет собой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личностное достояние каждого. Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и дальнейших изменений. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т. п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т. п.; с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данною возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В современных учреждениях образования все еще недостаточно учитываются возрастные интересы и особенности детей — и в содержании и формах проведения игровой, учебной деятельности, и в организации воспитательных мероприятий, и, главное, в общении с детьми. Особенно много проблем возникает в так называемые переходные периоды (по И.В. Дубровиной, «переходный период» психического развития это период, когда ребенок переходит с одной ступени своего развития на другую, более высокую). В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. Кроме того, особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола — «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины».

Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимают неповторимое своеобразие психики каждого человека, отличающее его от других людей, такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности — то, что свойственно именно данному человеку, что составляет своеобразие его психики и личности, делает его неповторимым, уникальным.

Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

Организация психологической помощи в учреждениях общего среднего образования опирается на вышеизложенные фундаментальные положения отечественной психологии, что означает, что при определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Достичь весьма высоких вершин личностной и профессиональной зрелости, очевидно, может каждый психически здоровый человек при условии, что с точки зрения психического развития человек прожил свое детство и юность полноценно. Таким образом, работа педагога-психолога по оказанию психологической помощи в рамках СППС должна, в том числе, быть направлена на создание условий для полноценной реализации возможностей развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это предполагает пробуждение интереса к познанию окружающего мира и собственную активность ребенка, включение его в ведущую для данного возраста совместную со взрослым деятельность, формирование психологических новообразований, для которых данный возраст является сензитивным и которые станут основой его дальнейшего позитивного индивидуального развития.

Еще в самом начале развертывания школьной психологической службы в СССР У.В. Кала и В.В. Раудик (1986) указывали, что существуют две основные трактовки роли школьного психолога. Первая из них ориентирована на своего рода «модель врача», главными задачами которого являются профилактика и исправление отклонений в психическом развитии школьника. Такой подход на сегодняшний день распространен во многих странах Европы, а также четко представлен в положении о школьной психологической службе И.В. Дубровиной и A.M. Прихожан. Однако, одним из наиболее критикуемых вопросов было то, что психолог в школе оказывается один на один со всеми проблемами, которые могут возникать в большом сложном многовозрастном коллективе и не всегда способен в одиночку решать проблемы сотен школьников.

Другое направление исходит из того, что школьный психолог является членом педагогического коллектива и прямо участвует в реализации воспитательных целей школ. Они указывали, что школьного психолога следует понимать как члена педагогического коллектива, который реализует свои специальные возможности преимущественно не прямо на учащихся, а через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление. На этой точке зрения основана концепция, разработанная Л. М. Фридманом, идея которой сопрягается с идеей А.М. Моисеева, который считал, что тактика действий школьного психолога выражается в следующем: курс на взаимодействие и сотрудничество с учителем, от анализа педагогической практики к ее психологическому объяснению, к совместному с педагогами поиску коррекционных мер и снова к практике.

Опыт организации психологического сопровождения образовательного процесса показывает, что эта служба и осуществляющие ее деятельность специалисты образования являются необходимыми и востребованными всеми участниками образовательного процесса (несовершеннолетними, их законными представителями, педагогическими работниками, руководителями органов управления образованием). Однако несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, существует потребность общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи. Предлагаемая модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования рассматривается как один из способов преодоления возникших в последнее время в практике работы педагогов-психологов разногласий и позволит определить направления систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях и продолжить совершенствование системы работы по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса.

свернуть

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

поддержку и содействие обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.

Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).

В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.

Социально-педагогический центр (далее – СПЦ) является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.

СПЦ обеспечивает следующее:

ведет непосредственную работу с педагогами-психологами учреждений образования;

организует деятельность педагога-психолога на местах;

оказывает методическую и иную профессиональную помощь педагогам-психологам учреждений образования;

обеспечивает систематическую супервизионную поддержку и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

осуществляет экспертную супервизию сложных случаев, требующих динамического наблюдения;

консультирует администрацию учреждений образования по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности.

Социально-педагогические и психологические службы учреждений образования (далее – СППС), предусмотренные в каждом типе учреждений образования будут являться структурными звеньями СПЦ.

Педагог-психолог обеспечивает следующее:

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;

проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).

Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.

Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:

в целом – на СПЦ;

в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.

В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется руководителем учреждения образования. Деятельность – направлена на определение стратегии развития и функционирования учреждения образования, создание необходимых для этого условий, обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность педагога-психолога.

Профессиональное руководство осуществляется СПЦ. Деятельность – направлена на внедрение единых подходов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, обеспечение контроля за качеством оказания психологической помощи. Ориентировано как на выполнение актуальных запросов педагога-психолога, так и на перспективу его развития. Служба работает в тесном контакте с Республиканским центром психологической помощи, институтами развития образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты.

 

 

         В целевом компоненте модели определена цель инновационной деятельности: обоснование, внедрение и оценка эффективности проекта.

Содержательный компонент модели представляет систему работы по оказанию психологической помощи.

Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.

Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.

Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.

Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.

Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Оценочно-коррекционный компонент модели строится на основе диагностик оказания психологической помощи, обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.

Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:

своевременность оказания психологической помощи;

степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;

соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;

систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.

Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.

В случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления педагог-психолог может переадресовать участника образовательного процесса к другому специалисту, включенному в психологическую службу района (города), по согласованию с данным педагогом-психологом, либо в СПЦ. Лицам, переживающим тяжелые эмоциональные состояния, представляющие опасность для его личности или общества, психологическая помощь оказывается вне очереди, в порядке, определяемом педагогом-психологом.

Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.

Виды психологической поддержки:

психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;

психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);

психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;

супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.

свернуть

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

Инновационный проект предполагает внедрение в учреждениях образования разного типа (начальная школа, средняя школа, гимназия) и в населенных пунктах различного административного подчинения (городской поселок, город (районный центр), город (областной центр)).

         Программа инновационной деятельности будет внедряться в учреждениях образования Сморгонского района Гродненской области, Воложинского, Столбцовского, Дзержинского районов Минской области и Партизанского, Центрального, Ленинского районов г. Минска:

ГУО «Сморгонский социально-педагогический центр» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Гимназия г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 6 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Жодишковский ясли-сад – средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Залесский ясли-сад – средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Кревский ясли-сад – средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Синьковский ясли-сад – средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Сольская средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад – начальная школа» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Войстомский ясли-сад – базовая школа» Сморгонского района

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад – базовая школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Вишневский ясли-сад – средняя школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Осиновщизненский ясли-сад – начальная школа» Сморгонского района Гродненской области

ГУО «Социально-педагогический центр Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 3 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 4 имени П.И.Батова г. Слонима" Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 5 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 7 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 10 г. Слонима» Гродненской области

ГУО «Жировичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Мижевичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Сеньковщинская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Озерницкая средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Pаховичский ясли-сад – средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Костенёвская базовая школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Поречская базовая школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Новосёлковский ясли-сад – базовая школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Большешиловичский ясли-сад – базовая школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Селявичский ясли-сад – базовая школа Слонимского района» Гродненской области

Государственное учреждение образоавания «Учебно-педагогический комплекс Деревновский ясли-сад – базовая школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Деревянчицкий ясли-сад – начальная школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Социально-педагогический центр г. Дятлово» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Вензовецкий детский сад – средняя школа» Дятловского района Гродненской области

Государственное учреждение образование «Дворецкая средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Дятлово» Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Хвиневичский детский сад – средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Козловщинская средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО "Средняя школа № 3 г. Дятлово» Гродненской области

ГУО «Гезгаловская средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Крутиловичский детский сад – средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Новоельнянская средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Жуковщинский детский сад – базовая школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Раклевичский детский сад – базовая школа» Дятловского района Гродненской области

Учреждение образования «Воложинский государственный районный социально-педагогический центр»

ГУО «Гимназия № 1 г. Воложина»

ГУО «Средняя школа № 1 г. Воложина»

ГУО «Средняя школа № 2 г. Воложина»

ГУО «Ивенецкая средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Раковская средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Судниковская средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Богдановский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Вишневский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Воложинского района» Минской области

ГУО «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Дорский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Першайский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Пугачевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Саковщинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени В.А.Коваленко» Воложинского района Минской области

ГУО «Яршевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Сивицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района» Минской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Столбцы» Минской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Столбцы» Минской области

ГУО «Средняя школа № 3 г. Столбцы» Минской области

ГУО «Аталезский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Вишневецкая средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Горковская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Деревнянская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс «Залужский детский сад – средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Засульская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Заямновская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Колосовская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Любковщинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Налибокская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Николаевщинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени Якуба Коласа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Нововёсковская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Рочевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Рубежевичская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Старосверженская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Новосверженская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Шашковская средняя школа» Столбцовского района Минской области

ГУО «Тесновской учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени Ф.Э.Дзержинского» Столбцовского района Минской области

ГУО «Дзержинский районный социально-педагогический центр» Минской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Дзержинска» Минской области

ГУО «Гимназия г. Дзержинска» Минской области

ГУО «Гимназия г. Фаниполя» Дзержинского района Минской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Дзержинска» Минской области

ГУО «Средняя школа № 4 г. Дзержинска» Минской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Фаниполя» Дзержинского района Минской области

ГУО «Негорельская средняя школа № 1» Дзержинского района Минской области

ГУО «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» Дзержинского района Минской области

ГУО «Боровской учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Дзержинского района Минской области

ГУО «Даниловичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Дзержинского района Минской области

ГУО «Дворищанский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Дзержинского района Минской области

ГУО «Новосёлковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Дзержинского района» Минской области

ГУО «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Дзержинского района Минской области

ГУО «Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Дзержинского района Минской области

ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И.Грицевца»

ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 72 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 86 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 133 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»

ГУО «Средняя школа № 183 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса»

ГУО «Специальная общеобразовательная школа № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха»

ГУО «Гимназия № 5 г. Минска имени героев встречи на Эльбе»

ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»

ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Ленинского района г. Минска»

ГУО «Гимназия № 17 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 28 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 40 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 17 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 40 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 55 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 118 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер»

ГУО «Социально-педагогический центр Центрального района г. Минска»

ГУО «Гимназия № 3 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёрова»

ГУО «Гимназия № 29 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 34 г. Минска»

ГУО «Гимназия № 36 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 37 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 48 г. Минска имени Ф.А.Малышева»

ГУО «Ордена трудового Красного знамени гимназия № 50 г. Минска»

ГУО «Средняя школа № 104 имени Р.Н.Мачульского г. Минска»

свернуть

Программа инновационной деятельности

создание целостной системы психологической поддержки участников образовательного процесса в условиях учреждений образования района (города).

         Задачи инновационной деятельности:

обеспечить доступа к современной и качественной психологической помощи участников образовательного процесса в условиях шаговой доступности;

создание оптимальной среды, использующей современные технологии, научно-методические и кадровые ресурсы для социальной и психологической помощи обучающимся в условиях учреждений общего среднего образования;

создать объединение педагогов-психологов, направленное на содействие профессиональному развитию и становлению специалистов, обмен профессиональным опытом, выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения;

выявить, обобщить типовые профессиональные ситуации (кейсы) из школьной практики психолого-педагогического сопровождения и алгоритмы их решения с учетом ресурсов междисциплинарного взаимодействия, ресурсов города, роли и функций педагогов-психологов в системе образования;

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта;

оценить эффективность внедрения проекта.

         Объект инновационной деятельности:

оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

         Предмет инновационной деятельности:

психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

         Этапы инновационной деятельности:

Название этапа

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовитель-

ный

Май-июнь 2021 г.

Разработать

инновационный

проект

Анализ современного состояния организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

 

Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

 

Обоснование идеи инновационного проекта

 

Направление проекта на предварительное рассмотрение в главные управления по образованию (образования) облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома

Инновационный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение участников инновационной деятельности

Проектировоч-

ный

Июнь

2021 г.- август 2021 г.

Разработать методику

проведения

инновационной деятель-ности в

учреждении образования

Разработка календарного плана инновационной деятельности в учреждении образования

 

Повышение профессионального уровня участников инновационной деятельности, формирование исследовательской культуры педагогов-психологов

 

Разработка модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

 

Разработка методических рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта.

 

Ознакомление администрации и педагогов-психологов учреждений образования с целями и содержанием инновационной деятельности

Календарный план

инновационной деятельности УО

Готовность участников к инновационной деятельности

 

 

Практи­

ческий

сентябрь,

2021 г. –

май, 2023 г.

Внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Использование модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

 

Повышение квалификации участников инновационной деятельности

 

Проведение мастер-классов, семинаров по обобщению опыта инновационной деятельности

Публикации о ходе и результатах

инновационной деятельности

Обобщающий

Апрель, 2023 г. –

июль, 2023 г.

 

Оценить эффектив­ность инновационной деятельности

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике

Отчет о результатах реализации инновационного проекта 

Методические рекомендации

 

Методы проведения инновационной деятельности:

теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме инновационного проекта; изучение нормативно-правового обеспечения;

эмпирические: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов оказания психологической помощи участникам образовательного процесса; экспертная оценка;

статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

         Описание независимых и зависимых переменных

         Реализация инновационного проекта предполагает наличие следующих основных изменяемых экспериментальных факторов (независимых переменных):

мотивационная и организационно-педагогическая готовность педагогов-психологов к работе с участниками образовательного процесса в рамках инновационной деятельности;

совершенствование методов и форм оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования;

применение компьютерных программ, возможностей дистанционного консультирования и обучения;

оказание систематической супервизионной поддержки и сопровождения процесса оказания психологической помощи;

         К изменяющимся факторам (зависимым переменным) будут относиться:

положительная динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

повышение уровня психологической культуры у участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

повышение уровня личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

 

         Диагностический инструментарий для оценки эффективности внедряемого нововведения, описание методик оценки результатов инновационной деятельности

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели будут выступать:

результаты изучения уровня оказания психологической помощи;

анкеты по оценке уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

         Оценка результатов стандартизированных психологических диагностик будет проводиться согласно требованиям к обработке конкретных данных (имеющимся шкалам, ключам, баллам и т.д.).

          

Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновационной деятельности

Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования непосредственными участниками инновационной деятельности являются директор учреждения образования Рабиновская В.И., заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Живицкая О.В., педагог         социальный Нагибович И.О., руководитель методического объединения классных руководителей Пушкаревич Г.А.

Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:

директор учреждения образования Рабиновская В.И., заместитель директора по основной деятельности Захаревич Е.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Живицкая О.В.:

определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;

разработка календарного плана инновационной деятельности;

организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;

взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;

обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;

представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;

оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

педагог социальный Нагибович И.О., руководитель методического объединения классных руководителей Пушкаревич Г.А.:

участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;

разработка индивидуального плана инновационной деятельности;

непосредственное осуществление инновационной деятельности;

ведение дневника инновационной деятельности;

проведение и анализ педагогической диагностики;

систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;

участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновационной деятельности (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);

оценка результатов инновационной деятельности;

участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта.

свернуть

Публикации

  1. Живицкая О.В.Как собрать свою команду в социальных сетях/ О.В.Живицкая //Проблемы кибербуллинга: как сделать посещение интернета для детей и молодежи безопасным: 
  2.  Рабиновская В.И. Человек в социальных сетях: работа, досуг, общение/ В.И. Рабиновская //Проблемы кибербуллинга: как сделать посещение интернета для детей и молодежи безопасным
  3. Захаревич Е.С. Сетевые сообщества подростков – минусы ли?
свернуть