Учителю-предметнику
10 СОВЕТОВ ДЛЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
- Учить — и никаких гвоздей! До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно. Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят. Не нужно бояться детей — отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.
- Преступление и наказание! Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания — дневник на стол. Ещё один проступок — запись для родителей в дневнике. По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.
- Всегда на связи! Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.
- Право на ошибку! Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель — заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога. В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс. Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных. У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.
- Доброе слово и кошке приятно! Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу. Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения — залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети — тоже люди, вот в чём секрет.
- Не «по понятиям»! Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен. Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте. В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.
- Почувствуйте себя архивариусом! Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы. Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.
- Время вести дневник! И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память — информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге. Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Некоторые сайты, например сервис LECTA, предлагают подготовку к урокам и ВПР, проверку заданий и посещение курсов. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.
- Добрый совет дороже денег! Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания. Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме — подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь — так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.
- «С ремеслом спеши дружить — в коллективе легче жить»! Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника — человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии — с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.
Образовательные сайты Республики Беларусь
http://am.zoomby.org/node/2 - Alma Mater – образование: образование в Белоруссии, образование в мире, образование и бизнес, наращивание интеллекта
http://www.obrazonie.by/education/pre_pub.html - образование by
http://slovo.ws/catalog/17.html - слово
http://www.imu.metolit.by/ru/taxonomy_menu/14/982 - информационно-маркетинговый узел Министерства образования Республики Беларусь
http://ppt.3dn.ru – коллекция презентаций Power Point
www.minedu.unibel.by – Министерство образования
http://ripo.unibel.by – республиканский институт профессионального образования
http://audit-by.narod.ru – образование в Белоруссии
http://pravo.by – Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.RLST.ORG.BY – Республиканская научно-техническая библиотека
http://adu.by – образовательный портал Национального института образования
http://www.school-city.by/ - образовательный сайт
http://pedagog.bn.by/home.html - педагогам Беларуси
http://nastaunik.info/ - настаўнік
http://www.trizway.com/art/primary/ - лаборатория образовательных технологий
http://tvoi-mir.unibel.by/ – сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Твой мир»
http://ris.unibel.by/ - республиканский информационный узел по вопросам образования
http://www.p-shkola.by/ru/psh?art_id=57 – издательство «Пачатковая школа»
http://www.deti.by/map.html - начальные школы
http://www.trizminsk.org – Гин А. А. Приёмы педагогической техники.
Педагогические рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к предметным олимпиадам
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в своей работе необходимо:
- составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности
(гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
- определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
- выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.)
за определенные промежутки времени.
Ребенку необходимо предоставить:
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические материалы для работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самоподготовки.
Для анализа результатов работы оформить индивидуальный план работы с одаренным учащимся с указанием:
- учебного предмета;
- даты и времени консультаций;
- главные рассматриваемые вопросы;
- время работы с темой по программе;
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.
Учителю необходимо:
- быть доброжелательным и чутким;
- учитывать психологические особенности ребенка;
- поощрять его творческое и продуктивное мышление;
- стремиться к глубокой проработке выбранной темы;
- установить связь педагог-ученик-родитель;
- стать другом для учащегося, чтобы возникло доверие к педагогу.
Рекомендации учителям-предметникам в работе с одаренными учащимися
- Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
- Разрешение и поощрение множества вопросов.
- Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
- Стимулирование ответственности и независимости.
- Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
- Формировать более разнообразный взгляд на мир.
- Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
- Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
- Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
- Научить прослеживать межпредметные связи.
- Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
- Оказывать поддержку в ситуации успеха.
- Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
- При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
- Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
- Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Рекомендации психолога учителям-предметникам по развитию творческих способностей учащихся
- Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
- Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
- Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
- Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
- Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
- Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
- Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
- Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
- Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
- Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
- Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
- Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.
- Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, чтобы они носились с ней.
- Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
- Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
- Развивайте критическое отношение.
- Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
- Воздействуйте собственным примером.