Скоро в школу

Уважаемые родители!

Еще совсем недавно ваш малыш учился ходить, забавно лепетал на загадочном языке и играл в песочнице - а совсем скоро он станет первоклашкой. Будет старательно выводить крючки и петельки в прописи, складывать буквы в слова, считать яблоки и груши... Это же так здорово - учиться в школе!

Как лучше подготовить ребенка к школе, как снизить эмоциональную тревожность, как помочь ребенку адаптироваться в школе, сделать так, чтобы он с удовольствием и интересом получал новые знания и хорошие отметки, вы узнаете из материалов данного раздела, которые для вас подготовили заместитель директора Захаревич Е.С. и воспитатель дошкольного образования Селицкая О.Н.

Ссылка на материалы по преемственности со школой на сайте управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райсполкома

Я знаю!

Каждый ребенок, впервые пришедший в школу - это не чистый лист. Вместе с портфелем и букварем первоклассник приносит в школу определенный багаж знаний и умений, который ему помогли собрать родители. От того, насколько будет велик этот запас, зависит готовность ребенка к школьному обучению.

  • Многие родители стремятся научить будущего ученика главным образом чтению, письму и счету. Но ведь готовность к школе - это вовсе не набор учебных умений, а сложный комплекс разнообразных качеств: внимание, память, мышление, воображение и др. Развиваются эти качества в движении, другого пути просто нет. А значит, чем больше ребенок играет, бегает, прыгает и кувыркается, тем легче ему будет учиться в школе. Не всегда это можно делать на улице, поэтому задача родителей - создать условия для подвижных игр дома.
  • Важная составляющая умственного развития - это аналитическое мышление. Развивать его хорошо помогают ситуативные игры. "Дочки-матери", "гости", "школа" учат детей понимать основные признаки и связи между предметами и явлениями, находить новые стороны у привычных вещей.
  • В школе ребенку потребуется удерживать в памяти большой объем информации, а затем воспроизводить ее. Основа успешной учебы - развитие логического запоминания. В этом тоже помогут игры. Например, попросите ребенка назвать как можно больше предметов в комнате. Но только чтобы не повторяться! Или предложите ему найти десять отличий между столом на кухне и в детской. Если тренировать память каждый день понемножку, успехи в школе не заставят себя ждать!
  • Очень важный фактор развития ребенка - чтение книг. Когда мама или папа читают малышу сказку, у него повышается активность познания, острота восприятия. В идеале следует посвящать этому занятию не менее получаса каждый день. Лучше всего, если в это время ребенок будет находиться в расслабленном и удобном положении, например, лежать в кроватке или гамаке.

     

     

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич

Источник: Готов ли ребенок к школе?, М.М. Безруких, из-во Просвещение/Вентана-Граф, 2007 г., серия: Будущий первоклассник

свернуть

Школа - это здорово!

Очень важно, чтобы в новой ситуации - за партой в классе - ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают о психологической готовности ребенка к школе.

  • Лучше, если уже до школы у ребенка будет сформирована положительная мотивация к учебе. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе. Поиграйте - например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.
  • Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры - очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.
  • Замечено, что у детей, которые мало играют, высокая потребность в игре сохраняется и в школе, мешая развитию новых потребностей - в овладении знаниями, в приобщении к миру взрослых. И наоборот, если дошкольнику предоставляется достаточно времени для игры, она постепенно уступает место другим видам деятельности. Так что чем больше дома у ребенка простора для игр, тем с большей готовностью он будет взрослеть.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич

Источник:Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2017.

свернуть

Не просто ребенок - ученик!

Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто - из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!

  • Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости. Пусть друзья малыша собираются у него не только раз в год на его Дне рождения, а чаще приходят в ваш дом. Поэтому хорошо, если в квартире есть условия для веселых ребячьих игр.
  • Принятие новой социальной позиции - это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки. Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы, выполнить домашнюю работу. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа.
  • Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
  • Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, "делегируйте полномочия". Например, назначьте его "начальником на кухне", "ответственным за зубную пасту". Уходя в магазин, оставьте его за главного, пусть почувствует свою значимость, полезность для семьи. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.

 

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич

Источник: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.:
Академический Проект, 2020. — 3-е изд., перераб. и доп. - (Руководство
практического психолога)

 

 

свернуть

Тренируемся учиться!

Чтобы получать новые знания и умения, слушать и запоминать, анализировать и сравнивать, нужно немало сил. Даже просто усидеть на месте и не вертеться детям поначалу бывает трудно. Поэтому физическое развитие ребенка имеет особое значение в подготовке к школе.

  • Будущему школьнику просто необходима ежедневная физическая нагрузка. Заставить ребенка быть усидчивым и внимательным практически невозможно - ведь у него столько энергии! Но вот если дома есть возможность активно двигаться, то в школе будет легко усидеть на месте и сконцентрировать внимание на нужных вещах.
  • Поначалу первоклашке понадобится сильно напрягать руку, ведь буквы не сразу будут получаться красивыми и правильными. Поэтому для дошкольника очень важны упражнения, помогающие развитию мелких мышц руки. Это может быть рисование, аппликация, штриховка в различных направлениях. Почаще предлагайте мальчикам мастерить что-нибудь с помощью нехитрых инструментов, а девочкам - вышивать или плести макраме. Тогда овладение навыком письма не вызовет затруднений.
  • Учиться в школе - значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если ребенок уже до школы привыкнет вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Продолжительность его сна должна составлять 10-11 часов. Важно создать и оптимальные условия для сна: температура в спальне должна быть около 180С, матрас для ребенка лучше выбрать не слишком мягкий, но и не жесткий.

Фактически, вся жизнь ребенка с рождения - это подготовка к его первому и самому главному шагу во взрослую жизнь. Поэтому дома так важно создать ребенку все условия, помогающие успешно развиваться - интеллектуально и физически, социально и эмоционально. Только тогда учеба в школе станет приятной и интересной, а хорошие отметки будут радовать школьников и их родителей.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич

Источник: 

Источник: Чистякова О. В. Памятки для родителей младших школьников –

О.В. Чистякова. -Издательство: Литера, 2009 г.

свернуть

Советы родителям "Одно лето до школы"

ля старших дошкольников лето — пора напряженная: нужно отдыхать и готовиться к школе. От того, как будет организована работа с ребенком в это последнее для него дошкольное лето, зависит успешность его адаптации в новой образовательной среде. Наши рекомендации могут быть полезны как педагогам, так и родителям будущих первоклассников.

Комплекс подготовительных мероприя­тий по обеспечению физиологической, психологической и познавательной го­товности детей к школе должен включать в себя специально организованные занятия, игры, труд, общение со сверстниками и взрослыми. Как по­казывает практика работы, реализация воспи­тателями учебной программы дошкольного об­разования позволяет решить основные задачи подготовки детей к школе. Однако лето вносит свои коррективы.

Взрослые, концентрируя свое внимание на ор­ганизации отдыха и укрепления здоровья детей, зачастую забывают о том, что память дошколь­ника неустойчива, и если не «подпитывать» по­лученные знания, то он к концу летнего периода может «растерять» многое из того, что приобрел в дошкольном учреждении. Если не мотивировать ребенка к поступлению в школу, то резкая сме­на обстановки отдыха на учебную деятельность может вызвать у него негативную реакцию и от­рицательные эмоции. Чтобы этого не произошло, при организации летнего отдыха детей взрослые должны учитывать данные обстоятельства.

Развитие общей моторики ребенка посред­ством организации утренней гимнастики, под­вижных и спортивных игр на свежем воздухе — одна из важнейших задач летнего периода. Игры с песком и мелкими камешками, изготовление поде­лок из природного материала, лепка из пластили­на, глины или соленого теста, рисование, вырезание геометрических фигур ножницами, нанизывание

бусинок, завязывание шнурков и другие занятия помогут укрепить пальцы рук ребенка и позволят предотвратить возникновение ряда проблем, свя­занных с овладением навыками письма.

Организация режима дня имеет особое зна­чение для сохранения физического и психоло­гического здоровья дошкольника. Нарушение установленного режима в летний оздорови­тельный период может негативно сказаться на его адаптации к школьным реалиям. Проблемы с утренним пробуждением, повышенная утом­ляемость, неумение распределять время между учебой и отдыхом могут также стать причиной неприятия ребенком школы. Перед поступлением в школу допускается незначительное увеличение продолжительности утреннего сна и увеличения времени бодрствования вечером. Дневной сон с 13.00 до 15.00. остается обязательным элементом режима дня будущего школьника.

С помощью игр на развитие памяти, внима­ния, воображения рекомендуется летом продол­жать закрепление представлений, полученных в дошкольном учреждении. В процессе дидакти­ческой игры можно не только создать условия для закрепления у ребенка знаний в опреде­ленной образовательной области, но и сформи­ровать у него навыки самоконтроля. Участие в игре требует усидчивости, способности в тече­ние длительного времени выполнять задание, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. На­личие у детей этих качеств является важнейшим условием их успешности в предстоящей учебной деятельности.

Расширению представлений дошкольника об окружающей действительности могут способ­ствовать экскурсии и целевые прогулки в преде­лах населенного пункта, в котором он проживает. В ходе передвижения ребенок будет непроизволь­но осваивать навыки ориентирования в простран­стве, усвоит, как пройти до какого-то объекта, как вернуться домой.

Умения общаться и взаимодействовать, искать выход из конфликтной ситуации, адекватно реа­гировать на конструктивные замечания учителя и одноклассников очень важны для школьника. Закрепление этих умений у ребят можно осущест­влять в процессе игр на развитие коммуникатив­ных навыков.

Беседы о специфике учебной деятельности, правилах поведения в школе, рассматривание фотографий, рассказы родителей об их школь­ных годах (позитивные и дающие пример по­ложительного поведения) помогут подготовить ребенка к новому периоду жизни. Совместный просмотр мультфильмов, чтение и обсуждение художественных произведений расширят его представления о школьной жизни, помогут ему усвоить принципы социально-нравственного по­ведения ученика.

Положительное влияние на психологичес­кую готовность ребенка к обучению в школе может оказать его участие в покупке школьной формы, портфеля, канцелярских товаров. Его мнение обязательно должно учитываться при составлении перечня покупок, определении дня их приобретения. Такой подход, несомненно, будет способствовать формированию у малыша самостоятельности, ответственности, осозна­нию

позиции «Я — уже взрослый! Я — школь­ник!» и в значительной мере предопределит успешность его адаптации к школе. Привлече­ние будущего первоклассника к оборудованию учебного места в его комнате, выбору письмен­ного стола, полочки для книг окажут на него по­зитивное воспитательное воздействие, вызовут положительные эмоции и надолго сохраняться в памяти.

Важно даже маленьких детей учить доводить начатое дело до конца, а будущих школьников тем более, и лето очень удобное для этого время. При организации самостоятельной деятельности необходимо приучать ребят к подготовке своих рабочих мест. Например, если ребенок хочет ри­совать, то пусть приготовит все заранее: заточит карандаши, достанет альбом и т. д. Тогда в хо­де занятия он не будет отвлекаться, его интерес к начатому делу станет устойчивым.

Обязательно проконтролируйте ребенка, как он навел порядок на своем рабочем месте. Глав­ное — не «давите» на него, если он отказывается это делать, или его что-то отвлекло, например, в гости пришла бабушка. В таких случаях на пер­вых порах можно «превратить» уборку в общую игру, объяснить, как это важно не только для него самого, но и для остальных членов семьи. После завершения уборки надо похвалить ребенка, вы­разить чувство гордости за его поведение, трудо­любие и аккуратность.

Лето — удобная пора для привлечения буду­щего школьника к выполнению трудовых по­ручений, которые в дальнейшем должны стать частью его обязанностей. Он должен привыкнуть выносить мусор, «заглядывать» в почтовый ящик, совершать покупки в магазине и т. д.

Находясь в летний период рядом с ребенком, родители имеют возможность наблюдать за тем, как он выполняет данное ему поручение. Позже это позволит постепенно снизить степень кон­троля за его действиями. Приобретение новых обязанностей, выполнение обязательств, значи­мых для всех членов семьи, будут способствовать развитию самостоятельности малыша, поднятию уровня его самооценки.

Последнее лето перед школой — период «вхож­дения» ребенка в школьную жизнь, и взрослые должны быть особенно внимательны к нему. Необходимо выработать понятные для будуще­го школьника требования к наведению порядка в комнате и на рабочем столе, соблюдению ре­жима дня, выполнению поручений и т. д. Эти требования должны одинаково трактоваться и соблюдаться всеми членами семьи. Если ребе­нок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к резуль­татам своей деятельности, то и он будет стараться ответственно относиться к ней.

С того момента, когда дошкольник пересту­пит порог школы, начнется новый этап его жизни. Очень важно, чтобы это начало стало для него радостным и чтобы эту радость ребенок сохранил на весь период обучения в школе.

 

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Е.С. Захаревич

 

Источник:

Болбат, Н.Г. Одно лето до школы / Н.Г.Болбат // Образование Минщины. – 2014 - № 3. – С.50.

свернуть