Выпускнику

Выпускные экзамены 2019-2020

 

О завершении 2019/2020 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования

В соответствии со статьями 158, 165, 268, 276 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования информирует об особенностях завершения 2019/2020 учебного года, проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и IIIступенях общего среднего образования в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования.

При организации и проведении выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования необходимо обеспечить безусловное выполнение требований нормативных правовых актов в части:

соблюдения порядка допуска учащихся к выпускным экзаменам и освобождения учащихся отвыпускных экзаменов;

своевременного утверждения расписания выпускных экзаменов, а также качественного состава экзаменационных комиссий для приема выпускных экзаменов;

соблюдения порядка проведения выпускных экзаменов в иные сроки;

качественной проверки письменных экзаменационных работ учащихся и объективного выставления экзаменационных и итоговых отметок.

За решение вопросов, связанных с окончанием учебного года, организацией и проведением выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, персональную ответственность несут руководители учреждений образования.

I. О нормативном правовом обеспечении

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы завершения учебного года, проведения итоговой аттестации в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования, являются следующие:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс);

Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями);

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (с изменениями и дополнениями) (далее – Правила проведения аттестации);

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 93 (далее – Правила проведения аттестации для лиц с интеллектуальной недостаточностью);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.07.2019 № 105 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2019/2020 учебном году»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (с изменениями и дополнениями);

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь
от 29 мая 2009 г. № 674 (в редакции приказов Министерства образования
от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

II. О завершении учебного года

В соответствии с пунктом 2 статьи 158 Кодекса 2019/2020 учебный год завершается 30 мая 2020 г.

Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX(Х классов, в которых обучались дети с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на Iступени общего среднего образования), XI(XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования,проводятся 30 мая 2020 г.

III. О допуске учащихся к выпускным экзаменам

Допуск учащихся к выпускным экзаменам осуществляется в строгом соответствии с пунктами 49, 51, 52 Правил проведения аттестации.

IV. О некоторых особенностях освобождения учащихся от выпускных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) указан в пунктах 56 и 57 Правил проведения аттестации, пунктах 21, 22 Правил проведения аттестации для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Обращаем внимание, что учащиеся, являющиеся кандидатами и участниками официальных международных спортивных соревнований, в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов освобождаются на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органы управления образованием), и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования (подпункт 56.4 пункта 56 Правил проведения аттестации). При этом приказ издается на основании списков, в установленном порядке согласованных и направленных Министерством образования в органы управления образованием.

V. О проведении выпускных экзаменов

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на IIи IIIступенях общего среднего образования проводятся в период с 1 по 9 июня 2020 г. (по языкам национальных меньшинств в IX классе – 21 мая 2020 г., в XI классе – 22 мая 2020 г.).

Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, и формы проведения выпускных экзаменов определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10.07.2019 № 105 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2019/2020 учебном году» (edu.gоv.by).

В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме, кроме учебных предметов «Польский язык», «Литовский язык», по завершении обучения и воспитания на II и IIIступенях общего среднего образования объявляются через средства массовой информации. В 2020 году, как и в предыдущие годы, тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на портале Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2019/2020 учебного года).

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образованияв специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха проводятся следующие обязательные выпускные экзамены:

«Белорусский язык» (изложение) или «Русский язык» (изложение);

«Математика» (контрольная работа);

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи проводятся следующие обязательные выпускные экзамены:

«Белорусский язык» (диктант или изложение) или «Русский язык» (диктант или изложение);

«Математика» (контрольная работа).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образованияв специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи проводятся следующие обязательные выпускные экзамены:

«Белорусский язык» (изложение) или «Русский язык» (изложение);

«Математика» (контрольная работа);

«История Беларуси» (в устной форме).

При проведении выпускных экзаменов в устной форме для учащихся с нарушением слуха второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) по их желанию разрешается использовать ответы в письменном виде.

Тексты для проведения выпускных экзаменов по учебным предметам «Польский язык», «Литовский язык» будут доведены до главного управления образования Гродненского облисполкома в опечатанных конвертах до 11 мая 2020 г.

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 65 Правил проведения аттестации, пункте 28 Правил проведения аттестации для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

 

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

2 июня, 4 июня, 9 июня

Белорусский язык

Диктант

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты дыктантаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017, 2018, 2019, 2020 гады выдання

Русский язык

Диктант

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты диктантов.

Издательство «Национальный институт образования», 20172018, 2019, 2020 годы издания

Математика (базовый и повышенный уровень)

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2020 год выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования»,2020 год издания

в специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха:

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

2 июня, 4 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для дзяцей з парушэннем слыху, для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2017год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на IIcтупени общего среднего образования для детей с нарушением слуха, для детей с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения. Тексты диктантов. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2017 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2020 год выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020 год издания

в специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи:

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

2 июня, 9 июня

 

Белорусский язык

Диктант или изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для дзяцей з парушэннем слыху, для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2017год выдання

Русский язык

Диктант или изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на IIcтупени общего среднего образования для детей с нарушением слуха, для детей с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения. Тексты диктантов. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2017 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2020 год выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования»,2020 год издания

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования:

в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня, 3 июня, 5 июня

Белорусский язык

Изложение (базовый и повышенный уровень)

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IIIступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2017годвыдання

Русский язык

Изложение (базовый и повышенный уровень)

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2017, 2019 годы издания

Математика

Контрольная работа (базовый и повышенный уровень)

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на IIIступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2020 годвыдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика»за период обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования»,2018, 2019, 2020 годы издания

в специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи:

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня, 3 июня

Белорусский язык

Изложение

 

 

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IІI ступені агульнай сярэдняй адукацыі для дзяцей з парушэннем слыху, для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2017 год выдання

Русский язык

Изложение

 

 

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на IІIcтупени общего среднего образования для детей с нарушением слуха, для детей с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2017 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на IIIступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі»,2020 годвыдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика»за период обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования»,2018, 2019, 2020 годы издания

Обращаем внимание на следующее:

1. Учащиеся ХІ (ХІІ) классов, изучавшие учебный предмет «Математика» на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов, изучавшие учебный предмет «Математика» на повышенном уровне, выполняют экзаменационную работу по математике по разным заданиям.

2. Учащиеся ХІ (ХІІ) классов, изучавшие учебный предмет «Белорусский язык» («Русский язык») на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов, изучавшие учебный предмет «Белорусский язык» («Русский язык») на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.

3. В учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляется на польском языке, литовском языке,
для учащихся ІХ и ХІклассов проводятся выпускные экзамены
в письменной форме по соответствующему языку национального меньшинства по текстам, подготовленным Министерством образования Республики Беларусь.

4. Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси»по завершении обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования, в том числе для детей с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:

Білеты па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» для правядзення абавязковага выпускнога экзамену па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы сярэдняй адукацыі, у тым ліку для правядзення экзаменаў у парадку экстэрнату (выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020 год выдання);

Билеты по учебному предмету «История Беларуси» для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната(издательство «Национальный институт образования», 2020 год издания).

5. Выпускной экзамен по иностранному (английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому) языкуза период обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Английский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ», 2018, 2019, 2020 годы издания);

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Немецкий язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ», 2018, 2019, 2020 годы издания);

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Французский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ»2018, 2019, 2020 годы издания);

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Испанский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ», 2018, 2019, 2020 годы издания);

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Китайский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ», 2018, 2019, 2020 годы издания).

Задания для беседы по ситуации общения, обозначенной в третьем вопросе билета, разрабатываются педагогическими работниками учреждения образования, реализующего образовательную программу среднего образования, и утверждаются его руководителем не позднеечем за две недели до начала выпускного экзамена. При подготовке вопросов учитывается уровень изучения (базовый или повышенный) учебного предмета «Иностранный язык» на III ступени общего среднего образования.

6. В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.

7. Выбор формы проведения выпускного экзамена по учебным предметам «Русский язык» или «Белорусский язык» (диктант или изложение) для учащихся с тяжелыми нарушениями речи на IIступени общего среднего образования зависит от вида речевых нарушений. Диктант пишут учащиеся с алалией (сенсорной, моторной, сенсомоторной), афазией.

8. Учащиеся специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для детей с нарушениями зрения,
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями психического развития сдают выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и IIIступенях общего среднего образования, а также учащиеся с нарушением слуха, образовательный процесс для которых организован в учреждениях образования по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха, сдают выпускные экзамены в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь для учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

9. Квалификационный экзамен по завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

В 2019/2020 учебном году завершают обучение учащиеся XIклассов учреждений общего среднего образования, которые изучали все учебные предметы на базовом уровне и в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» осваивали образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (далее – образовательная программа профессиональной подготовки).

Годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI классе.

Если учащиеся XI классов учреждений общего среднего образования освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки, то они могут сдать квалификационный экзамен, который не является обязательным. Отметка по квалификационному экзамену не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Учащиеся XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования не допускаются к сдаче квалификационного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:

имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;

не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;

имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».

Для учащихся XIклассов учреждений общего среднего образования, осваивающих профессии, по которым образовательный процесс может быть организован без присвоения разряда, если объем учебного времени недостаточен для присвоения разряда, квалификационный экзамен не проводится (не планируется).

Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проведение итоговой аттестации осуществляется согласно главе 5 Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135. Организация квалификационного экзамена, выдача справки об обучении или свидетельства установленного образца осуществляется учреждением образования (учреждением общего среднего образования, учреждением специального образования, учреждением профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждением дополнительного образования взрослых, учреждением дополнительного образования детей и молодежи), на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки для учащихся III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» размещены на портале Министерства образования (edu.gоv.by).

10. Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» в Xклассе первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводится в период с 1 по 9 июня.

Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» состоит из теоретической и практической частей.

На практическую часть выпускного экзамена отводится от 1,5 до 2,5 часа. Во время выполнения практического задания может быть предусмотрен перерыв. При выполнении практического задания учащиеся могут пользоваться учебно-наглядными пособиями, технологической документацией.

По окончании практической части выпускного экзамена проводится теоретическая часть. Между практической и теоретической частями выпускного экзамена устанавливается перерыв продолжительностью 20 минут. На подготовку к устному ответу отводится не более 30 минут. В ходе подготовки обучающимся разрешается пользоваться технологической документацией.

VI. О проведении итоговой аттестации в другой срок

В соответствии с пунктом 91 Правил проведения аттестации письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:

по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования:

21 августа 2020 г. – по белорусскому языку;

24 августа 2020 г. – по русскому языку;

26 августа 2020 г.– по математике;

по завершении обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования:

25 августа 2020 г.– по математике;

27 августа 2020 г.– по белорусскому или русскому языку.

VII. О заполнении документов об образовании, документов об обучении

Для выдачи документов об образовании выпускникам, справки об обучении лицам, которые не освоили содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования, используются бланки свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), бланки свидетельств о специальном образовании, бланки аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца), бланк справки об обучении, образцы которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (с изменениями и дополнениями от 08.06.2017 № 58).

В документах об общем среднем образовании в графу «средний балл» вносится средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы). Средний балл аттестата об общем среднем образовании считается следующим образом: суммируются все отметки по учебным предметам, выставленные в баллах, и полученная сумма баллов делится на количество учебных предметов, по которым выставлены отметки в баллах. В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.

Обращаем особое внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 приказа Министра образования Республики Беларусь от 28.12.2015 № 1000 «О возложении персональной ответственности» персональная ответственность за правильность подсчета среднего балла документа об общем среднем образовании возложена на руководителей учреждений общего среднего образования.

VIII. О проведении выпускных вечеров

Выпускные вечера для учащихся XI(ХІІ) классов рекомендуется провести 10–11 июня 2020 г.

Дополнительно (повторно) информируем, что в 2020/2021 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.;

вторая – с 9 ноября 2020 г. по 24 декабря 2020 г.;

третья – с 11 января 2021 г. по 27 марта 2021 г.;

четвертая – с 5 апреля 2021 г. по 31 мая 2021 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 1 ноября 2020 г. по 8 ноября 2020 г. включительно;

зимние – 17 дней с 25 декабря 2020 г. по 10 января 2021 г. включительно;

весенние – 8 дней с 28 марта 2021 г. по 4 апреля 2021 г. включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2021г. по 31 августа 2021 г. включительно.

Для учащихся I–II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 15 февраля 2021 г. по 21 февраля 2021 г. продолжительностью 7 дней.

С целью организованного завершения учебного года данную информацию необходимо довести до сведения всех участников образовательного процесса, обсудить на заседаниях педагогических советов учреждений общего среднего и специального образования. Результаты выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования необходимо заслушать на заседаниях коллегий органов управления образованием.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

10 июля 2019 г.          № 105

О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2019/2020 учебном году

_____

На основании пункта 4 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, и формы проведения выпускных экзаменов:

1.1.  по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме;

«Русский язык» в письменной форме;

«Математика» в письменной форме;

1.2.  для учащихся классов, в которых обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования осуществляются на языке национального меньшинства - польском или литовском, - наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-четвертом подпункта 1.1 настоящего пункта, обязательным является «Польский язык» в письменной форме или «Литовский язык» в письменной форме;

1.3.  для учащихся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-четвертом подпункта 1.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, который проводится в практической форме;

1.4.  по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования обязательными являются:

«Математика» в письменной форме;

«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;

«Иностранный язык» в устной форме;

«История Беларуси» в устной форме;

1.5.  для учащихся классов, в которых обучение и воспитание на IIIступени общего среднего образования осуществляются на языке национального меньшинства - польском или литовском, - наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-пятом подпункта 1.4 настоящего пункта, обязательным является «Польский язык» в письменной форме или «Литовский язык» в письменной форме;

1.6.  для учащихся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-пятом подпункта 1.4 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, который проводится в практической форме.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2019 г.

 

Министр                                                                И.В.Карпенко

свернуть

Выпускнику о рынке труда

Всем известно, как непросто сегодня выпускникам найти своё место в профессиональном сообществе в условиях сложившейся конкуренции. Очень часто молодые люди теряются в огромном количестве профессий и не могут остановить свой выбор на одной из них.

Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состоянии здоровья, требованиям выбираемой профессии. К тому же, квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения. Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей.

Легко оперируя понятиями «спрос», «предложение», «квалификация», «специализация» мы должны чётко понимать их смысл и видеть отличия.

Предлагаем вам вспомнить определения основных понятий, наиболее часто встречаемых по данной теме.

Занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу.

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Спрос — потребность общества в специалистах определённого профиля.

Предложение – количество специалистов, готовых работать по специальности.

Вакансия – имеющееся свободное рабочее место.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённых знаний и навыков, приобретаемых путём обучения и практического опыта.

Специальность – это вид профессиональной деятельности, требующий определённых знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путём обучения и практического опыта.

Направление специальности – это разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности.

Квалификация – это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определённой сложности в рамках специальности, направления специальности.

Должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

Зарплата – это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Важнейшим факторами экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее эффективной занятости населения.

Известно, что рынок труда отличается высокой подвижностью. Для современного рынка труда характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Наблюдается постоянный повышенный спрос на рабочих массовых строительных профессий, водителей, слесарей, станочников, монтажников, каменщиков, кровельщиков. Существует недостаток врачей, медицинских сестёр, фельдшеров, а также инженеров отдельных квалификаций.

Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда зависит от многих факторов.

Факторы, определяющие спрос на рабочую силу:

  1. число вакантных рабочих мест;
  2. трудно заполняемые вакансии;
  3. динамика потребностей в сотрудниках на новые рабочие места/организация новых рабочих мест;
  4. динамика текучести кадров и т.п.

Факторы, влияющие на предложение рабочей силы:

  1. динамика численности трудоспособного населения;
  2. структура трудоспособного населения по полу, возрасту;
  3. миграция работников.

Важно помнить, что выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его интересам, знаниям и умениям.

свернуть

Советы будущим выпускникам школы и их родителям

Анализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.

  1. Важно помнить, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.
  2. Выбор будущей профессии — один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви — к будущей профессии.
  3. Вспомните поговорку: “Не место красит человека, а человек — место”. Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!
  4. Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной вами профессии. И если справитесь — дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти своё место в жизни!
свернуть

Мини-профессиограммы

Агент — юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по поручению другого лица за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.

Аквизитор — страховой агент, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования.

Аналитик производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюктурной информации; составление прогнозов и обзоров в различных сферах трудовой деятельности. Коньюктура — стечение обстоятельств, которое может повлиять на исход какого-либо замысла.

Андеррайтер — гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи. В страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.

Антикризисный управляющий анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.

Арбитр участвует в разрешении хозяйственных споров, возникающих между сторонами при заключении, расторжении и исполнении договоров, выявляя при этом нарушения законности; вносит предложения об их устранении, о привлечении виновных лиц к ответственности.

Арт — директор организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.

Ассистент менеджера — личный помощник руководителя, логистика. Организует работу руководителя фирмы; выступает в качестве посредника, напрямую ведущего переговоры от имени лица, которое представляет.

Аудитор проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций.

Банковский служащий — специалист, отвечающий за организацию процесса обработки, выдачи вкладов, регистрацию банковских операций.

Бизнес – консультант — отдельное лицо или фирма, оказывающие комплексные или специальные услуги фирмам, предприятиям по широкому кругу вопросов. Например: составление бизнес планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам.

Бренд – менеджер — специалист по продвижению и продаже на рынке группы товаров определенной торговой марки (в т.ч. и за рубежом). Необходимы серьезные познания в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью, знание иностранных языков.

Брокер — специалист по оказанию услуг при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями. Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность. Необходимы знания бухучета, делопроизводства, маркетинга.

Валеолог — специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены. Валеология – наука о здоровье, его проявлениях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.

ВЕБ-дизайнер — специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.

ВЕБ-программист — призван воплотить вдохнуть жизнь в проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).

Верстальщик — специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах. Занимается компьютерной версткой рекламных, издательских материалов.

Визажист (косметолог) — специалист по уходу за лицом, его обработке, макияжу. Визажист-стилист работает с лицом, чтобы придать ему определенный образ. Визажист-косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.

Витражист — оформитель витрин и выставок. Разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

Гувернер — обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет начальную и общекультурную подготовку ребенка к обучению в образовательном учреждении; следит за соблюдением его режима труда и отдыха, несет высокую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Должен обладать общей культурой и эрудицией, знанием педагогики, психологии, всех школьных предметов начальной школы.

Девелопер — специализация профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Девелопер заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, например, офисное здание, в котором он может сдать в аренду отдельные офисы; а может и продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.

Декларант таможенный — специалист фирмы по работе на таможне. Отслеживает оформление документации и движение грузов. Требуются знания внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства.

Джоббер — посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Доход складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.

Дизайнер — проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры в области полиграфии и дизайнеры по интерьеру, специалисты в области дизайна одежды, обуви, ткани.

Дилер — лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое представительство. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты. Брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а дилеры и маклеры на фондовой бирже

Дистрибьютер. Лицо (фирма), осуществляющие прямые продажи. Обычно фирма реализует товар через целую сеть таких работников – дистрибьютеров. Он является официальным представителем «материнской фирмы», с которой связан контрактом и обязуется продавать товар только этой фирмы.

Евродизайнер интерьера занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, воплощает эксклюзивные (исключительные, необычные, уникальные) проекты.

Имиджмейкер — специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы. Высококвалифицированный имиджмейкер одновременно является хорошим психологом, стилистом, дизайнером, визажистом и специалистом по РR технологиям.

Инженер — резидент — специалист инженерно-консультационной фирмы, направленный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.

Инженер-эколог — специалист по наладке, монтажу и эксплуатации технологического оборудования для процессов биологической очистки.

Кинолог — специалист по изучению собак и их использованию в охранных, спасательных и иных службах; содержанию собак в питомнике. Ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).

Клипмейкер — специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видео-сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок.

Колорист — специалист, разрабатывающий цветовые варианты новых рисунков и оформления тканей, трикотажного полотна и изделий новых структур. Участвует в экспериментальных работах по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления тканей и других изделий.

Коммивояжер — агент торговой фирмы или организации, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам. Работа предполагает частые командировки.

Консигнатор — агент по продаже партий товара со своего склада и от своего имени за вознаграждение.

Копирайтер занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных тестов, слоганов. Требуется лингвистическое образование.

Логистик — специалист по разработке схем товародвижения (поставка сырья, производство, транспортировка, продажа продукции). Его задача – с минимальными транспортными расходами и финансовыми затратами доставить товар к месту назначения. Как правило, необходимо знание английского языка.

Макетчик — специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах.

Маклер — посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах; делец, оказывающий какие-либо посреднические услуги за плату. Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально или как член фирмы.

Маркетолог — специалист, исследующий рынок. Изучает, прогнозирует, формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. Как правило, требуется экономическое образование. Маркетинг – комплексная программа управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а так же организации сбыта товаров.

Мастер по компьютерным сетям — специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).

Матрициор — специалист по изготовлению матриц (прямоугольных таблиц с колонками и числами) в рекламных агентствах и редакциях.

Менеджер — наемный профессиональный управляющий в различных сферах производства, который осуществляет связь между правлением и работниками, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также проводит мероприятия по повышению эффективности сбыта. Специфика работы менеджера определяется сферой его профессиональной деятельности.

Мерчендайзер — торговый представитель (менеджер по рекламе), который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Кроме того, помогает вести учет складских запасов, дает рекомендации клиентам по ценам и в области рекламной стратегии.

Метрдотель — специалист, осуществляющий контроль и управление персоналом низшего звена (официантами и т. д.)

Оценщик — специалист по оценке недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости.

Пейджмейкер — специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные тексты.

Продюсер — финансирует проекты в области искусства, спорта, науки, культуры; подбирает агентов, операторов, администрацию программы, составляет смету расходов и ежедневное рабочее расписание.

Промоутер — представитель кампании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение ее проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара. Может работать и самостоятельно.

Психолог по потреблению занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательским спросом, привычками и стереотипами. Проводит обследование и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителя на новые продукты и услуги, оказывает содействие в подготовке эффективных рекламных сообщений и слоганов.

Рекрутер — специалист по набору персонала для различных организаций. Это посредник между человеком, желающим найти работу, и работодателем. В обязанности рекрутера входит психологический и профессиональный подбор людей.

Ресепшионист — сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

Референт. Секретарь-референт, технический, научный. Собирает и обобщает информацию, на основе которой принимает решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам.

Риэлтор — специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет, либо от своего имени, но за счет имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями.

Сейлзменеджер — менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов – покупателей (оптовых или розничных фирм).

Сервис – инженер — специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)

Системный администратор — это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.

Сомелье – специалист, совмещающий профессии дегустатора напитков (чаще всего вин) и бармена.

Специалист в области рекламы занимается продажей рекламных площадей, написанием рекламных текстов, дизайном рекламных макетов.

Специалист по защите информации проводит сбор и анализ материалов предприятий и учреждений с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.

Специалист по медиапланированию (масс-медиа) — специалист, отвечающий за работу со средствами массовой информации, с целью поддержания имиджа организации.

Специалист по связям с общественностью — специалист по «паблик релейшн». Поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение ее проектов, за работу со средствами массовой информации, обеспечивает взаимодействие с общественностью. Требуются образование в сфере психологии и журналистики.

Спичрайтер специалист по написанию статей, речей, докладов.

Супервайзер осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей. Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различной категорией людей.

Сюрвейер — эксперт, который осуществляет по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах.

Трейдер – специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающий участие в биржевых торгах

Тренинг-менеджер — специалист по обучению персонала, проводит обучение самостоятельно.

Тур – эксперт — специалист туристической фирмы, занимающийся сбором информации и анализом материалов о странах и регионах, условиях организации в них отдыха, транспорта, питания; консультированием клиентов, оценкой возможных трудностей и опасностей.

Туроператор занимается отправкой и приемом туристов по предлагаемым направлениям.

Финансовый директор — специалист, изучающий область производства и продвижения товаров, участвует в разработке бизнес-проектов, занимается анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает схемы денежных потоков, оценивает степень риска инвестиционных проектов.

Флорист. Дизайнер – флорист, фитодизайнер – специалист по работе с растениями. Занимается уходом, составлением композиций, букетов, привязкой их к интерьеру.

Франчайзор. Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзора — продающего за определенное вознаграждение проверенную и успешную бизнес-идею (торговую марку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу); и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и текущие дивиденты за право ведения бизнеса.

Хостес — домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.

Художник-модельер – специалист, который занимается проектированием одежды и разрабатывает эскизы и рисунки новых моделей изделий, фурнитуры, рисунки и структуру новых полотен, обеспечивает соответствие их перспективным направлениям моды.

Цивилист осуществляет методическое руководство правовой работой в организации и оказывает правовую помощь ее структурным подразделениям. Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и неукомплектованной продукции и иных правонарушений для передачи их в следственные и судебные органы.

Цифрайзер — специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны.

Экологический аудитор анализирует уровень загрязнения окружающей среды и нанесенного ущерба, ведет контроль за отходами предприятий, их хранением, переработкой, а так же занимается разработкой экологических программ.

Экспедитор — специалист по приему различных грузов от поставщиков, перевозке (сопровождению) и сдаче их в установленные сроки заказчикам; получению, погрузке, разгрузке товаров, обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей; оформлению документации на прием и сдачу грузов.

свернуть