Образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот государственности!

24.08.2021

Образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот государственности!

23 и 24 августа 2021 г.  в Минске прошёл форум для всей системы образования Республики Беларусь. В пленарном заседании Республиканского педсовета принял участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

В числе главных задач, которые обсуждали тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов госуправления – стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года.

Глава государства напомнил участникам пленарного заседания о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа – это школа. «Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм», – сказал Президент. Руководитель страны отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.

Особое внимание Президент Беларуси уделил факту времени, который ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов. «Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Национальной системе образования предстоит решить принципиальные вопросы, от которых зависит успешность всего образовательного процесса. Глава государства поручил выработать стандарт, где будут закреплены четкие требования – начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя. И все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно. Это делается для того, чтобы снять все спорные вопросы или недопонимание между семьей и школой.

В обращении к педагогической общественности Глава государства отметил: «Вы в очередной раз подтвердили, что образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики».

Системе образования Александр Лукашенко поставил глобальную задачу: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Засучить рукава и сделать все, чтобы не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза. При этом руководитель страны убежден: школа не может быть вне политики. Но политика там должна быть только одна – государственная. Флаг и гимн – государственные.

Выступая на Республиканском педагогическом совете, Президент затронул и тему распределения ответственности в воспитании ребенка между родителями и педагогами. Глава государства убежден, что перекладывание ответственности здесь недопустимо: «Когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил великий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения».

Говоря об учреждениях высшего образования, Александр Лукашенко обратил внимание участников Республиканского педсовета на характерный момент: «У нас полсотни учреждений высшего образования: университетов, академий, институтов. В сопоставимых по территории и количеству населения странах (Швейцария, Дания, Финляндия, тот же Израиль) вузов в два-три раза меньше, чем у нас. О чем это говорит? О том, что нам не избежать жесткой конкуренции среди самих учреждений в подготовке необходимых для отечественной экономики специалистов».

Среди основных стратегических задач, которые стоят сегодня перед системой образования – сделать все возможное, чтобы престиж рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов стал высоким.

Затронув тему подготовки кадров для экономики – сферу ответственности белорусских вузов, техникумов, ПТУ, Глава государства подчеркнул: «Здесь один критерий эффективности работы – конкурентоспособность. Александр Лукашенко отметил, что Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и нашей экономикой профессии, формировать заказ для Министерства образования.

Президент поддержал предложение разработки типового договора между работодателем и молодыми людьми, направляемыми на обучение по целевому набору. В этом документе должен быть предусмотрен минимальный набор социальных гарантий для молодого специалиста на период обучения и при возвращении на направившее его предприятие.

Руководитель страны высказался также и о поддержке специалистов системы образования. Говоря о заработной плате, Президент отметил: «С 1 января 2022 года мы должны найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей (правильно об этом сегодня говорили) и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования».

Глава государства поручил Правительству в ближайшее время внести соответствующие предложения. Александр Лукашенко также поручил продумать меры поддержки специалистов дошкольных учреждений и доложить об этом. Президент отметил, что услышал мнения всех выступающих на пленарном заседании по различным вопросам, которые будут рассмотрены.